Оборона Моншау. Часть 8 - Операция "Штёссер"

Feb 17, 2020 04:14

Операция «Штёссер»

Дорога через Моншау на Эйпен была самым коротким путем выходя на бельгийскую дорожную сеть и торжественного марша вермахта прямо до Антверпена. Все, как в счастливых для немцев временах блицкрига 1940-го года. Как по планам 1940, так и по планам 1944 года, немцы должны были двигаться двумя дорогами. Кроме прямого пути был еще и обходной - он уже упоминался выше, как направление наступления 246-й дивизии - в обход Эльзенборнского хребта с запада. Этот маршрут был, конечно, значительно длиннее прямой дороги из Моншау, но считая от Моншау это была вторая дорога на северо-запад, причем, если следовать от Моншау, то надо сначала направляться на юг и только потом поворачивать на север.



Католический воин, Фридрих Август барон фон дер Хойдте. Фото с автографом.

Если переводить маршрут предполагаемого немецкого наступления на язык современных бельгийских карт, то дорога через Моншау к Эйпену числится под номером N67. Дорога в обход Эльзенборнского хребта имеет номер N68. Для того, чтобы выйти на нее от Моншау надо двигаться на юг по дороге N669, затем сворачивать на север дорогой N647 - это сейчас это шоссе, а в 1944 году это проселок. Если не пользоваться поселком, то приходится спускаться еще дальше к югу до местечка Бютгенбах и там выходить системой региональных дорог на трассу N68. Скорейший маршрут до нее - по дороге N676. Далее будут два перекрестка -  Мон Рижи южнее и Белль Круа севернее. Последний  уже точно вход на дорожную систему Бельгии. Можно продолжать движение по N68 в сторону Эйпена, а можно свернуть правее в сторону Вервье, что даже выгоднее.

Разумеется, бросок по южному маршруту был очень рискован, так как вел прямо через укрепленные американские позиции на Эльзенборнском хребте, причем в их ближайшем тылу. Но немцы об этом знали плохо и планировали такой рывок вполне серьезно! Намечалось, что это будут маршруты как минимум двух боевых групп (Kampfgruppe) 6-й танковой армии СС - либо Иоахима  Пайпера, либо Герберта Кулльмана.

Предполагалось, что немцы сумеют прорвать оборону американцев максимум за два дня и обе боевые группы будут в районе Вервье если не на второй день наступления, то на третий. При этом облегчить прорыв с юга предполагалось за счет удара с севера, который нанесет воздушный десант. Такой десант должен был высадиться в районе перекрестка Белль Круа и с одной стороны давить на тыл американцам, с другой, не пропустить или, по крайней мере, задержать подкрепления американцев, идущие в сторону фронта, то есть на юг. Операция по высадке воздушного десанта в районе Белль Круа получила название «Штёссер», то есть «Ястреб».



Вверху карты - перекресток Белль Круа, который должны были занять немецкие парашютисты. Внизу  перекресток Мон Рижи. Между ними расположен трактир "Барак Мишеля" занятие которого, впрочем, совершенно бесполезное, стало единственным успехом десанта.

Командовать десантом поручалось известному десантному командиру барону Августу фон дер Хойдте. По планам, 112 транспортных самолетов Ю-52 должны были доставить за линию фронта около 1300 десантников с оружием и снаряжением для активных действий на день-два. Все сразу пошло не так, как ожидалось. Во-первых, погода явно не благоприятствовала слаженному полету такой большой группы самолетов. Во-вторых, в наличии не было столько опытных десантников, поэтому ветеранов высадки на Крите разбавили совсем зелеными новичками, прыгавшими с парашютом только над полигоном. При этом на сколачивание новой сводной воинской части отводилось только восемь дней. Наконец, в-третьих, немцев сильно подвела практика сбрасывать отдельно парашютистов и снаряжение для них - оружие, боеприпасы, продукты и многое другое сбрасывалось отдельно в контейнерах, которые десантники должны были потом подобрать.

Тем не менее, вечером 16 декабря «Юнкерсы» с десантом стартовали с аэродрома в  Бад-Липшпринге и взяли курс на юго-запад. Высадка была назначена на 3-00 17 декабря, то есть поздно ночью. Это тоже сильно мешало успеху операции - ранее немецкие десантники избегали высаживаться ночью. Еще хуже был то, что и пилоты транспортной авиации остававшейся к тому времени у немцев тоже не тренировались летать в большой группе. По идее, подлетая к месту высадки, пилоты должны были ориентироваться на лучи четырех прожекторов, направленных вертикально вверх, но до места высадки еще надо было долететь.

Неопытные экипажи транспортной авиации с групповым полетом ночью в низкой облачности не справлялись и быстро запутались. Среди экипажей были и те, кто тренировался в ночных полетах, но неопытные экипажи быстро потеряли их самолеты, хотя они уже наплевав на все требования безопасности летели со включенными навигационными огнями. Некоторые экипажи сочли, что со столь сложной обстановкой им не справиться и вернулись на аэродром. Другие дали сигнал на высадку задолго до достижения заданного района - часть десантников, примерно 250 человек. торжественно высадилась в районе Бонна.
Но, тем не менее, долгожданные лучи прожекторов увидели экипажи примерно треть от вылетевших самолетов, однако линию фронта они пересекали вразнобой, а не строем, но довольно кучно.

Пролетев в створе прожекторов опытные и привычные к ночным полетам экипажи немецкой Nachtschlachtgruppe 20 и те, кому удалось удержаться за ними, перевалили через Мютценихские высоты.  Теперь они должны были взять несколько правее, чтобы выйти на точку сброса у перекрестка Бель Круа.
Над плато От Фань их ждали туман и буря. Чтобы не терять ориентиры на земле, самолеты снизились до минимально допустимой высоты. Экипажи дали сигнал к высадке, но не все одновременно. В результате, парашютистам при шлось прыгать  ночью, при очень сильном ветре с низкой высоты и на очень большой площади, вдоль линии, протянувшейся от Концена в Германии до озера Жиллеп в Бельгии. Низколетящие самолеты, пролетающие над Эльзенборнским хребтом видели все кто мог, поэтому  в американских штабах решили, что немцы высаживают с воздуха едва ли не дивизию, что повлияло на наряд сил, выделенных на их нейтрализацию.

Между тем основная масса десантников из тех,  кто все же преодолел линию фронта, высадилась примерно там, где им и следовало высадится. Сказался опыт ночных полетов транспортной группы Nachtschlachtgruppe 20.  Ошибка составила примерно сем километров к северу и западу. Оттуда можно уже было выдвигаться к Белль Круа. Другое дело, что десантники оказались сильно разбросанными по плато. Фактически, каждый самолет десантировал находящихся на борту десантников отдельно и в результате получилось много мелких групп, рассеянных на большом расстоянии.



После высадки и соедиения двуг групп в один отряд. Крайний справа - фон дер Хойдте уже с перевязанной рукой. В центре командир второй группы оберлетенант Бруно фон Кайсер, известный еще и как военный журналист. Можно предположить, что именно сейчас фон Кайсер говорит, что единственный путь к своим - прорыв на север. Бросок на север ему удался и он смог выйти к своим.

Хуже было то, что многим десантникам, особенно новичкам. Сильный ветер не позволил приземлиться без травм. А некоторым не позволил приземлиться вообще слишком низкая высота сброса и сильный ветер не дали парашютам наполнится. Тела погибших при высадке крестьяне потом находили уже следующей весной, когда они показались из-под снега. Сам командир полка, барон фон дер Хойдте сломал при приземлении правую руку, что уж говорить о других десантниках, не обладавших таким опытом прыжков, как командир.
Еще хуже было то, что основная часть оружия, боеприпасы и продовольствие выкидывались с самолетов в контейнерах и приземлились неизвестно где. Десантники были вынуждены располагать только тем, что взяли с собой.

Постепенно опыт брал свое. Группы десантников высадившихся недалеко друг от друга или с одного самолета организовывали разведывательные вылазки в поисках товарищей. Кто-то пошел на запад. В сторону Верве. Кто-то на юго-восток к «Бараку Мишеля», старинному трактиру на полпути между Мон Рижи и Белль Круа. Захват трактира был единственной боевой операцией десанта, но позволил ему просуществовать на день дольше. Оставаться в трактире было нельзя - он находится на проезжей дороге N68, так что можно сказать, конечной точки своего маршрута, десант почти достиг, но тягаться силами с американскими конвоями направлявшимися через Мон Рижи к Эльзенборну, за которым гремело сражение, было уж совсем полным безумием.

Маленькие группы стекались в большие, а те - в еще большие подобно каплям ртути. К концу дна в распоряжении фон дер Хойдте было 126 десантников - почти ровно десятая часть его сводного полка. В это же время все больше десантников стекались в примерно такую же группу, но дальше на восток. Фон дер Хойдте решил идти к ней навстречу и вскоре. Утром следующего дня группы встретились. Теперь десантников было почти 300, но это были оборванные и пострадавшие люди почти без боеприпасов и. что самое важное, без еды. В распоряжении остатков полка было несколько автоматов, несколько пулеметов, новенькие «Штурмгеверы», некоторое количество «Панцерфаустов» и даже пара минометов, правда, почти без мин. Это было все, что смогли найти разведывательные патрули в снегах и покрытых людом болотах. Воевать с таким оснащением и на пустой желудок было трудно.  В довершении оказалось, что те радиостанции, что были в распоряжении полка либо были потеряны, либо  разбиты при десантировании. Отряд оказался без связи. В теории полагалось, что дальнобойная артиллерия немцев может действовать по главной позиции американцев на Эльзенборнском хребте, но для этого нужны были передовые артиллерийские наблюдатели. С этой мыслью тоже пришлось расстаться.

Германское командование тяжелую ситуацию отчасти предвидело, тем более, что подход наступающих танковых частей внезапно откладывался на неопределенный срок. Десантников решено было поддержать, сбросив им необходимые припасы и подкрепление. Однако, взбудораженные ночным десантом американцы были уже настороже. Посланные ночью с 17 на 18 декабря транспортные самолеты встретили такой заслон зенитного огня, что те побросали контейнеры не перелетев линию фронта. Контейнеры оказались рождественским подарком фольксгренадерам в окопах под Хефеном.

Но не все самолеты не пересекли линю фронта. Некоторые все же попытались, но наткнулись на пулеметный огонь с бронетранспортеров и джипов роты «B». Зенитчики отчитались об одном сбитом самолете, но, как минимум, с одного самолета парашютисты все же высадились за позициями третьего взвода роты «B».
Позиции взвода только обстреливались, но не атаковались - слишком уж они были в стороне, но взвод никуда не уходил и отвечал на огонь.

В бывшей избушке лесника, чудесным образом уцелевшей после обстрелов, сидел уже упоминавшийся лейтенант Альфред Шехаб. Компанию ему составлял сержант МакДональд. Перестрелка шла по всему фронту. Из-за железной дороги на позиции американцев летели мины, американцы отвечали очередями из крупнокалиберных «браунингов» установленных на бронетранспортерах и джипах. На 30 человек взвода приходилось больше километра фронта, поэтому стрельба с бронетранспортеров было единственным, чем взвод мог ответить.

Вдруг грохот боя был заглушен ревом авиационных моторов.  Выскочившие на шум офицер и сержант увидели, как от низко летящего самолета начали отделяться фигурки парашютистов. Ветер раздувал купола парашютов  и парашютисты снижались кто над лесом, а кто прямо над позициями взвода. Лейтенант кинулся в домик выскочил с карабином и открыл огонь по снижающимся парашютистам. Увидев, куда стреляет командир, стрелки на бронетранспортерах развернули свои пулеметы вверх и открыли огонь по небу над лесом. Два парашюта снижались у кромки леса к северо-западу от окопов взвода. Вскочив в джип, офицер и сержант направились к лесу. Когда лейтенант Шехаб добрался до леса, подстреленные им парашютисты были уже мертвы. Но первым к мертвым парашютистам подошел МакДональд. Наскоро обыскав тела, он нашел у каждого по бутылке рома. И это было первое, что командир довел до сведения своих бойцов, после чего участь парашютистов приземлившихся в лесу за позициями взвода была решена. Это было непросто, потому, что из 30 человек на прочесывание леса можно было выделить только четверых бойцов под начальством сержанта по фамилии Беккер. Патруль на джипе понесся к опушке и открыл такой огонь из пулеметов и карабинов, что немцы решили ретироваться. Замешкавшегося парашютиста Беккер и его люди взяли в плен. Эту историю потом включили в отчет о боевых действиях.

«Бой за ром» был таким яростным, что посланные на выручку к разведчикам две роты пехотинцы 49-го мотопехотного полка считали, что разведчиков из взвода Шехаба они уже не найдут в живых. Эпопея с немецкими десантниками у линии фронта была закончена.

К цели своего маршрута, перекрестку Белль Круа десантники фон дер Хойдте так и не вышли. Командир понял всю бесперспективность этого и направил свою группу дальше на восток, то есть от дороги N68 к дороге N67  в современном обозначении. Десантники разбились на несколько частей и продвигались, где возможно проселками просеками, не вступая в контакт с американскими подразделениями. Однако и на этих дорогах было довольно много американцев. Некоторые из них махали десантникам рукой, принимая их за своих, но с некоторыми приходилось вступать в перестрелки. Таяли боеприпасы, появились убитые и раненые. Но десантников уже искали крупные силы.

Кольцо сжималось. Уходить от преследования имея на руках пленных, а тем более раненых было невозможно.

Еще вечером 17 декабря Фон дер Хойдте решает оставить пленных, поручив их заботе и своих раненых. Для этого он вручает пленным записку, адресованную  генералу Максу Тейлору из 101-й американской воздушно-десантной дивизии:

Настоящим я посылаю вам шесть американских солдат, которых мы схватили, и несколько немецких солдат моего полка пострадавших при высадке. Вы должны помнить меня. Мы воевали друг против друга в Карантане и Голландии. В Карантане вы попросили меня сдаться. Теперь я прошу вас, пожалуйста, отнеситесь к моим пострадавшим так же, как мой полк относился к пострадавшим из вашей дивизии, что вы хорошо знаете.



Текст записки фон дер Хойдте генералу МаксуТейлору, командиру 101 воздушно-десантной дивизии вооруженных сил США.

О том, что Тейлор уже вернулся в США, немецкий офицер не знал. Сама 101-я дивизия к тому времени находилась еще во французском Мурмелоне, и вступит в сражение только 19 декабря. Тем не менее, записка сработала. Бывшие пленные американцы доставили теперь уже немецких пленных в госпиталь, чему немцы были весьма рады. Стоит обратить внимание на то, каким географическим местом помечена записка - «к северу от Мон Рижи».

Первая крупная перестрелка с американцами была уже утром 19 декабря. На ликвидацию десанта был брошен 18-й полк 1-й пехотной дивизии. Американцы нащупали десантников и методично отжимали их от Мон Рижи на восток в сторону леса. А другого пути у десанта и не было. Фон дер Хойдте повел своих людей на восток, куда американцам, как он считал, будет трудно добраться со своей техникой -  танками и бронетранспортерами.

Днем 19 декабря была отправлена ​​группа из восьми человек для поиска пропавших контейнеров с припасами. Нашли два контейнера, но только с боеприпасами, для которых не было. Во время поисков двое десантников были схвачены американцами, а остальные вернулись только на следующий день вечером и без еды.
Десантники все же добрались в своем пути на восток до речки Гелле, но сделали это весьма неудачно - в том месте, где в саму речку впадает ручей. Сама речка в своих верховьях - не более, чем ручей среди болотистых берегов, но впадающий ручей образует незамерзающий затон. На другой берег переправлялись вброд. Дальше планировалось подняться к фольварку Нё-Атлиш, а это уже на трассе N67, правда, на другой стороне дороги, которую еще надо было как-то пересечь. Фольварк оказался занят американцами - это были части, которые прочесывали лес в поисках десантников, но уже не с запада, а с востока. Пришлось отступать и снова по пояс в ледяной воде переправляться через Гелле, перенося на себе раненых в перестрелке.
Переправившись, десантники фон дер Хойдте заняли круговую оборону на холме обозначенном на картах, как высота 584.

Утро 20 декабря началось безрадостно для десантников. Со стороны речки была слышна стрельба. Куда стреляли было непонятно, но было ясно, что американцы уже подходят к речке. Со стороны дороги был слышен шум проезжавших машин, рев моторов и лязг гусениц. Это боевая группа «B» американской 3-й танковой дивизии выдвигалась к Моншау, сводя на нет и задачи десантников и попытки немцев прорваться через Моншау вообще.

Командиру десанта подполковнику фон дер Хойдте ничего не оставалось, как распустить отряд и предложит ему прорываться за линию фронта мелкими группами, держа общее направление на Моншау, по маршруту, через проход между Эльзенборнским хребтом в его северной части и Мютценихскими высотами. Иной маршрут был совершенно бесперспективен, но и этот таил много опасностей.

Некоторым мелким группам немецких парашютистов все же удалось просочиться и за дорогу N67. Для людей знающих те места, а среди немцев таковые были, было очевидным, что прорываться сразу на юго-восток в сторону Моншау - самоубийство. Поэтому многие двинулись на северо-восток, обходя Мютцнихские высоты с севера. Расчет был выйти куда-то в район перекрестка Ренарцоф, что означало бы то, что западная оконечность высот уже пройдена и там сменить направление на восток. Причем свернуть на восток надо было раньше, нежели можно было достичь американских позиций  вокруг Рётгена. Получалось так, что группки немецких парашютистов просто прошли вдоль заслонов американской 78-й пехотной дивизии и вышли к фронту. Дальше уже было делом техники и везения. Последний рывок тоже удался совсем не всем, но многим помогла метель, разыгравшаяся 22 декабря.

Еще больше повезло тем, кто внезапно обнаружил сброшенные с самолетов во время высадки контейнеры с продовольствием - такие были. Некоторые не решились на такой длинный бросок и не стали переходить дорогу N67, а сразу повернули на восток и сумели выйти на немецкие позиции в районе Кальтерхерберга, то есть южнее Моншау. Такой пут был очень сложен, но некоторым все же удалось добраться до позиций немецкой 272-й фольксгренадерской дивизии. Общее число перешедших линию фронта немецких десантников составило примерно 150 человек. Остальным не повезло. Возможно, потому, что они, обогнув Мютценихские высоты с юга, потом слишком круто забирали к северу, на Моншау, а это уже было совершенно бесполезно.
Previous post Next post
Up