Законодательство РФ и религиозный экстремизм: невежество или провокация?
Статья подготовлена для "Парламентской газеты", но учитывая последние события в ... и выступление Р. Кадырова...
Из разных уголков нашей необъятной страны время от времени приходят сообщения, что по заявлению граждан прокуратура приступила к рассмотрению тех или иных текстов Священных Писаний на предмет наличия в них состава преступления в соответствии с Федеральным Законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности». Последние сведения о запросе в суд по иску прокурора Южно-Сахалинска об экстремизме ряда Сур Корана были опубликованы в СМИ в начале сентября этого. Причем суд признал их действительно экстремистскими. А до этого в начале июня был запрос в прокуратуру г. Екатеринбурга по поводу экстремизма Торы. Для тех, кто не знает, поясним, что Коран считает себя третьим Посланием после Торы и Нового Завета Единого Бога человечеству, и что свои молитвы мусульмане возносят Единому Богу Авраама, Исаака, Якова-Израиля, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда. Напомним также, что Тора входит под названием Пятикнижие Моисеево, в Ветхий Завет. А это означает, что под проверку прокуратуры ставится не только экстремизм Корана, а также Торы иудейской, но и Библии христианской.
Можно было бы посочувствовать «отсутствию знаний и необразованности» (т.е. невежеству) наших граждан в вопросах веры, если бы дело не касалось такой важнейшей сферы человеческого бытия, которая на протяжении не десятилетий, и даже не столетий, а тысячелетий предопределяла мировосприятие и жизнь всех без исключения народов мира. Да к тому же и сегодня все еще продолжает воздействовать на умы и настроение миллионов людей.
Можно было бы и не обращать внимания на запросы в правоохранительные органы, если бы наша страна была моноэтнической, если бы имела единые для всего народа традиции и обычаи, если бы, наконец, внушительная часть россиян не относила бы себя твердо и уверенно к тому или иному вероисповеданию.
Надо ли говорить, что именно в нашем государстве эта проблема приобретает особое, без преувеличения судьбоносное, значение и напрямую ставит под угрозу национальную безопасность страны, ее целостность и суверенность.
Конечно, можно было бы разъяснять всем невежам, что Священные Писания уже не играют той роли, которая были у них до недавнего времени, что сегодня граждане живут не по религиозным нормам и правилам, а следуют законодательству, которое является плодом их собственной интеллектуальной деятельности. И что поэтому именно Конституция РФ является для нас тем самым Священным Писанием, норму которого обязаны соблюдать и Президент, и раввин, и батюшка, и мулла, и имам, и лама и все прочие граждане вне зависимости от того к какому вероисповеданию они себя относят.
Все это так, все это общеизвестно. Но как быть с теми законами РФ, которые сами провоцируют постановку вопроса об экстремизме Священных Писаний?! Речь, в частности, идет о вышеупомянутом Федеральном Законе.
Для того, чтобы убедиться в том, что с точки зрения именно этого закона, все без исключения тексты Писаний носят откровенно экстремистский характер, достаточно привести несколько цитат из Торы, Нового Завета и Корана.
Но прежде напомним, что под экстремисткой деятельностью в данном законе помимо всего прочего понимается деятельность, направленная на возбуждение не только «социальной, расовой, национальной, но и «религиозной розни». Пропаганда «исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии … массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения … финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».
Теперь именно с этих позиций обратимся к текстам Торы, Нового Завета и Корана.
Итак, Тора устами Моисея вопрошает: «Ибо кто такой народ великий, к которому боги наши были столь близки, как Бог, всесильный наш, когда мы взываем к Нему? И кто такой народ великий, у которого установления и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня» (Дварим 4 Ваэтханан; 7,8).
Или приведем другую цитату из Торы: «Я - Бог, всесильный ваш, Который выделил вас из всех народов» (Ваикра20 Кдошим, 24). Более того, Единый Бог заверяет сынов Израиля, что именно они будут для Него «царством священнослужителей и народом святым» (Шмот 19 Итро,6).
Заметим, что продолжая идеологические традиции Торы, Книги пророков Библии Ветхого Завета также изобилуют превознесением сынов Израиля над всеми другими народами: «Я насадил тебя как благородную лозу» (Иер. 2:21). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение» (Ис. 5:7).
Что касается текстов книг Нового Завета, то и они не оставляют и тени сомнения в том, что также подпадают под действие упомянутого Федерального Закона. Так, говоря о Своих соотечественниках (сынах Израиля), Иисус Христос утверждает, что те из них, которые не примут нового вероучения будут «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». (Мф.8:12)
О крайне негативном отношении Иисуса к соплеменникам, не принявшим вероучение, ниспосланное через Него, а также к язычникам свидетельствует и Его наставление апостолам: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5, 15:22-28; Мк. 7:25-30). Более того, Иисус, отправляя Своих учеников на проповедь нового вероучения, предупреждает их, что «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской а день суда, нежели городу тому» (Мф.10:14,15). И здесь, можно не без основания, усмотреть откровенную угрозу уничтожения тех, кто отвернется от Нового Завета, ниспосланного через Иисуса Христа.
Перед нами и другое более чем экстремистское заявление Мессии: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.11:34-39).
Оставляет ли данное высказывание Иисуса сомнение в том, что Он прибегает к откровенной угрозе, связанной с лишением жизни тех, кто не последует за Его вероучением и что и здесь присутствует состав преступления, связанный с пропагандой «исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку» его религиозной принадлежности?!
Более того, Иисус внушает всем последователям Своего вероучения, что именно они достойны «вечной жизни на небесах» и что люди с иными мировоззренческими установками обречены на гибель: "Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь… Не всякий, говорящий мне: "Господи! Господи!" - войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного" (Мф. 7:19-21).
Может ли быть большего оскорбления и унижения чести и достоинства язычников по религиозному признаку, чем их сравнение с псами, когда Иисус говорит язычнице-сирофиникиянке, умолявшей излечить ее дочь: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. (Мф.22-26)
И, разумеется, с точки зрения ментальности нашего «научно просвещенного» современника, они могут быть расценены, как «тоталитарные», ибо категорически не допускают иных мировоззренческих установок.
Уже в первой Суре Корана Единый Бог Авраама, Исаака, Якова, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда призывает следовать исключительно по пути тех мировоззренческих установок, которые изложены в нем, а не следовать «стезею тех» на ком «гнев Господень (Аллаха)» и «не стезей заблудших». (Сура 1: 7)
Коран уверяет, что лишь тем, «кто уверовал и делает добро, Аллах обетовал прощение и высшую награду, а те, кто не уверовал (в Аллаха) и выдает за ложь знамения Его, стать обитателями Ада». (Сура 5:9, 10)
Более того, Коран призывает верных сторонников Единого Бога не бояться мнения и действия людей, не принявших ислам, а страшиться лишь кар Самого Всевышнего: «Сегодня те, кто вашей верой пренебрег, в отчаянии пребывают. Но их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня. Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (Своей). И проявил сполна Свою вам милость, назначив изволением Своим ислам - (Как-то: покорность Моей Воле)... Страшитесь разгневить Аллаха, - поистине, Он сведущ в том, что делаете вы». (Сура 5:3-8, 20,21 и др.) Отсюда более чем ясно следует, что законодательство, сформулированное людьми, никакого существенного значения для идеологии Корана не имеет. Судьбоносно лишь то, что сказано в самом Коране.
Кстати, если язычников Иисус сравнивает с псами, то Коран относится к тем, кто не внимает слову пророков Всевышнего, как к «скотам». Причем «заблудшим», т.е. обреченным на гибель в условиях дикой природы: «Они как блудные скоты, но еще более заблудши». ( Сура 7:179)
Надо ли продолжать цитирование текстов Торы, Нового Завета и Корана, которые более чем ясно показывают, что они императивны и не оставляют человеку никаких возможностей для инакомыслия и никакой иной духовной альтернативы. И, соответственно, они не предоставляют никаких возможностей для терпимого (толерантного) отношения к иным мировоззренческим идеям, верованиям и духовным позициям, взглядам и мнениям, которые характерны для людей современной цивилизации «научного мировосприятия»?!
Но позволительно ли осуждать приведенные тексты Торы, Нового Завета и Корана с позиций совершенно иной ментальной цивилизации, ставя в вину человечества весь пройденный ею за предшествующие тысячелетия цивилизационный путь развития?!
Приравнивая религию к расовым, национальным, социальным, языковым и прочим характеристикам (особенностям) людей современное законодательство РФ допускает роковую ошибку, связанную, в частности, с необходимостью уголовного преследования событийно-содержательной и идейно-идеологических основ всех существующих текстов Священных Писаний. И именно это, к великому сожалению, дает основание для сомнительных лиц, как правило, весьма далеких от толерантности в силу или своего религиозного невежества, или преследующих откровенно провокационные цели, направленные на дестабилизацию политической и социально-экономической ситуации в стране, ставить вопрос о правовом преследовании текстов Священных Писаний.
И чем в этом случае отличаются те, которые с подачи упомянутого Закона, требуют юридической квалификации текстов Торы, Нового Завета и Корана с последующими правовыми последствиями, т.е. осуждение и запрещение к использованию, от исламских фундаменталистов уничтожающих объекты материальной культуры язычества в той же сирийской Пальмире?!
Более того, если придерживаться духа и буквы названного Федерального Закона, то уголовному преследованию подлежат не только тексты Торы, Нового Завета и Корана, но также и все мифы государств Междуречья, Древней Эллады, Древнего Египта, фольклор, сказания и повествования практически всех других древних народов, включая «Слово о полку Игореве». И, разумеется, на основании этого же закона не без основания можно усмотреть экстремизм и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого и, конечно же, в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя.
Другое дело, когда пропаганда религии направлена на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение чести и достоинства человека по религиозным мотивам, когда она сопровождается насильственными (агрессивными) действиями либо призывами к совершению таких действий.
Отсюда следует. Вышеназванный Закон страдает существенными недостатками, и законодателям чем скорее, тем лучше надлежит исключить из правовой регламентации понятия «экстремизм» пропаганду исключительности и превосходства в религиозной сфере с тем, чтобы не только не ставить под угрозу мир и стабильность в стране, но и не потерять величайшее культурное наследие всего человечества.