Так, зная «устройство души» подавляющего большинства современников Иисуса и Мухаммеда, Творец, с
одной стороны, внушал им «верь и будет тебе по желанию твоему», с другой стороны, продвигал вперёд по предначертанному пути развития, где познание мира осуществляется не только и не столько через чувственное восприятие,
сколько через умозрение («разумение»).
Эта ситуация хорошо видна на примере сравнения способов мессианской деятельности Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Особо подчёркивая исключительную важность ментальных
(духовных) категорий и понятий для жизнедеятельности людей, а также их «разумения», Моисей и Иисус, тем
не менее, широко использовали чудеса и знамения с тем, чтобы народ уверовал в их великую миссию (Шмот 17:1-17; Мф. 14: 34-36).
Спустя почти два тысячелетия после ниспослания Торы и полтысячелетия после проповедей Иисуса, в Коране интеллектуальные способы познания человеком окружающего мира ставятся превыше
всех знамений и чудес. Бог, в первую очередь, апеллирует к разуму тех, кто имеет предрасположенность к размышлениям, допускающим существование явлений, находящихся за порогом их чувственного познания, и обладает «разумением», чтобы понять целесообразность ниспосланных Творцом норм и правил поведения.
Поэтому
Мухаммеду не дано подобно Моисею и Иисусу «творить» чудеса именем Бога и во имя Бога. Мухаммед лишь
указывает на «Божьи знамения», которые помогали ему и его единомышленникам одерживать победы над вра-
гами (Сура 14: 52).
Кроме того, Коран ясно говорит, что «всеобъемлющие блага» Бог отдаст тем людям, которые, говоря современным языком, обладают высокоразвитой ментальностью и мощным интеллектом (Сура 2: 269).
Даже особая веротерпимость Корана объясняется тем, что в Своём последнем Послании Бог уже допускает
инакомыслие в вопросах истолкования ниспосланного вероучения, предупреждая Мухаммеда, чтобы он не «озадачивался» разделением людей на секты, ибо «кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело в введенье Аллаха» (Сура 6: 159).
А разве может существовать научное познание без разномыслия, без борьбы и столкновения самых различных мнений и позиций?!
Таким образом, неуклонный прогресс человечества в научной, технико-технологической, культурной, социальной, экономической и прочих сферах, даёт основание утверждать следующее. Во-первых, именно мировосприятие, данное в Торе, Новом Завете и Коране, явилось для людей ментальной базой для перехода к научному познанию и осмыслению мира.
Завершение следует. Полный текст статьи размещен на сайте "Интеллект и духовность" в рубрике "Статьи"