Sep 04, 2013 14:29
Итак, продолжаем наши рассуждения. Полностью в виде статьи эта работа будет в ближайшее время опубликована в журнале "Пространство и Время":
В Евангелии от Иоанна говорится также о том, что соплеменники Иисуса воспринимали Его отнюдь не однозначно. Частью народа Он почитался в качестве Христа, направленного Богом для спасения сынов Израиля. Другая часть категорически не принимала такое мнение об Иисусе. Были и те, кто не определился в своем отношении к Иисусу. Видя чудеса и знамения, которые Он демонстрировал, «многие из народа», если и колебались признать в Нем Христа-Спасителя, тем не менее, говорили: «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько сей сотворил?» (Ин. 7:31).
Иоанн пишет, что в среде народа происходила «распря» между теми, кто почитал Его за Пророка и теми, кто считал его не только простым человеком, но и даже «грешником», поскольку Он не соблюдал закон о субботе:
«Некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9:16).
Были и те, кто считал Его самарянином, в которого вселился бес. Об этом некоторые из иудеев прямо спросили самого Иисуса: «Не правду ли мы говорим, что ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин.8:8:48).
Сторонники же Иисуса, естественно, верили в то, что Он и есть тот Самый Мессия, Которого все ждали. Например, на вопрос Иисуса о том, что все верующие в Него, как в Мессию и Сына Божьего, не «умрет вовек», Марфа, сестра воскрешенного Иисусом Лазаря отвечает Ему:
«Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:27).
Что касается священнослужителей, то они упорно не желали признавать в Нем Христа, предсказанного Писаниями. Так, Евангелие от Иоанна повествует, как они сказали слепцу, которого Иисус сделал зрячим, что они не знают пророка по имени Иисус, ибо являясь учениками Моисея, с которым говорил Бог, его и признают истинным пророком:
«Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:29).
Более того, священнослужители решительно постановили отлучать от синагоги всякого, «кто признает Его за Христа» (Ин.9:22).
Евангелист Иоанн, повествует, что самаряне же, уверовавшие в Иисуса, как в Христа, «по слову женщины», которая сообщила им, что встретила ожидаемого Мессию, сказали ей: «Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).
Иоанн рассказывает и о том, что народ, следовавший за Иисусом, видя чудеса, Которые Он творит, говорил о Нем исключительно как о Пророке: «это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Ин. 6:14).
Не только все четыре Евангелия, но и все другие книги Нового Завета дают вполне точный ответ вопрос: Мессия Иисус или Бог? В книге Деяний Святых Апостолов повествуется о том, что, возвратившись от первосвященников апостолы Пётр и Иоанн, пересказали своим сподвижникам все, что предложили им их гонители. Выслушав их, ученики Иисуса Христа обратились к Богу (именно к Богу, а не к Иисусу) с мольбой дать им возможность проповедовать «слово Божье». И после молитвы, уверенные в Божьей помощи, «говорили слово Божие с дерзновением» :
«Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым, что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанные Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» ( Деян.4:24-31).
В приведенной цитате нельзя не обратить также внимание на то, что Иисус назван сугубо «Сыном Божьим,» на которого ополчились, «помазанные» Богом на руководство иудейским народом Ирод и Понтий Пилат. Причем, по убеждению апостолов, все это было сделано не без ведома Бога, Чья «рука… и совет» предопределили как гонения на Иисуса, так на и его последователей.
Более того, данное обращение к Богу достаточно ясно показывает отношение учеников Иисуса к Богу, как единственной Сущности, способной дать «исцеление», и «соделать знамения и чудеса» через Свой Святой Дух, ниспосылаемый на тех избранников, которым поручено явить Славу Божью, включая и Самого Иисуса Христа.
Приводимый ниже эпизод из Евангелия от Луки повествует, что после того, как Иисус, взяв троих Своих учеников (Петра, Иоанна и Якова), поднялся на гору, где состоялась Его беседа с Моисеем и Илиёй, с небес раздался голос Бога, возвещавший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а также указывающий, что необходимо слушаться именно Иисуса. Эту встречу наблюдали и о ней рассказали сами ученики Иисуса:
«Был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни, что видели» ( Лк. 9:34-36).
Из данного эпизода ясно видно, что и Петр, и Яков, и Иоанн были убеждены, что Иисус всего лишь Христос, которого надлежит слушаться, чтобы обрести Спасение. Ибо они слышали «из облака глас». А облако, как мы помним, являлось для сынов Израиля символом Единого Бога; зримым местом Его присутствия.
Кстати сказать, то что Иисус взял с Собой на гору именно троих, а не одного из учеников, отнюдь не случайно. Ибо, согласно Торе, достоверным можно считать лишь свидетельство как минимум двух очевидцев (Дварим 17 Шофтим, 5-6).
Так, в частности, в книге Деяний Святых Апостолов можно найти следующие слова, которые можно рассматривать как ответ на многочисленные вопросы иудеев о сущности Иисуса. Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам сказал:
«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как сами знаете, Сего, пот определенному совету и преведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался …
Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его ва аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели…
Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:22-36).
В приведенном словах Петра заслуживают внимания следующие слова. Обращаясь к «мужам Израильским» Апостол говорит о «Муже Иисусе, засвидельствованного» Самим Богом через чудеса и знамения, которые творил Иисус перед глазами Своего народа.
Затем Петр говорит о том, что именно Бог воскресил Иисуса, «расторгнув узы смерти».
Далее он вспоминает пророчество царя Давида, который возвещал о приходе Христа «во плоти» из его потомков и о Его воскресении по промыслу Божьему.
Следом Петр говорит народу, что именно «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса».
Вполне закономерно то, что обращаясь к Богу, последователи вероучения Христа зачастую подчеркивают, что именно Он, является Владыкой Вселенной и Личностью, «сотворившей небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 4:24). Но ни в одной из книг Нового Завета мы не встретим указания на то, что Иисус является той Самой Линостью, Которая является Владыкой и Творцом Вселенной, как нет и указания на то, что Он Личность «у Которого нет изменения и ни тени перемен» (Иак. 2:17). Нет в высказываниях апостолов и намека на то, что Иисус является Создателем рода человеческого.
Нет ничего случайного и в том, что один из семи избранных Апостолами последователей Иисуса, направленных на распространение вероучения Христа, по имени Стефан, «исполненный веры и силы", напомнил то место Торы, где Бог передает, что «воздвигнет» из среды сынов Израиля Пророка, подобного Моисею, Которого надлежит слушать, как Пророка истинного (Деян.7:37).
В Первом Соборном послании апостол Петр называет Иисуса тем самым непорочным и чистым «Агнцем», которого Бог предназначил «в жертву» для искупления многих людей и народов и что Иисус был предназначен для этой роли «еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (Пет.1:19-21).
Из приведенного отрывка более чем ясно видно, что Петр относится к Иисусу сугубо в качестве Личности, Которую Бог воскресил и прославил для того, чтобы люди уверовали в Единого Бога и уповали исключительно на Бога.
В своем Первом послании Иоан, ясно говорит об Иисусе и о Боге, как о двух самостоятельных Личностях, где исключительная роль принадлежит Богу, а не Христу. Читаем:
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:1-2).
В этом же Послании Иоанн, говоря о Духе, Который исходит от Бога, призывает различать пророков от лжепророков и указывает, что лишь Дух, исходящий от Отца Небесного, переданный через Иисуса Христа, как реального («во плоти») пророка, а не иллюзорного или мифического, и является истинным и праведным:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнаете так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира сего, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас. По сему-то узнаем Духа истины и духа заблуждения» (1 Иоан.4:1-6).
Все без исключения апостолы Иисуса называют Его Господом, Спасителем, Пастыреначальником, Христом, «Агнцем Божьем», но ни в коем случае не Богом (1 Пет. 1: 3- 19; 3:22; 2 Пет.1:8-13; 3:2; Иуд.1-17, 21; 1-25 и др.).
Так, апостол Павел свое Послание к Римлянам начинает с того, что говорит о себе, как об апостоле избранным Иисусом к «благовествованию Божию». Он пишет о том, что о приходе Иисуса Христа в свое время возвестил Бог через Своих пророков:
«Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:1-7).
Продолжение следует завтра.
Моисей,
Коран,
Мухаммед,
Новый Завет,
христианство,
Иисус,
Тора,
магометанство (ислам),
иудаизм,
три Послания от Единого Бога,
Библия