Одиссея линейного крейсера

Dec 12, 2016 13:05

Давно я что-то не писал рецензий, предисловий и послесловий. А тут
такой случай представился...

Знакомство с Владимиром Коваленко началось с романа «Крылья Империи», зацепившего глаз нелепой аннотацией в сети. Захотелось глянуть, как же можно ЭТАКОЕ написать. Так что подход к тексту изначально был критическим -- попаданец, да еще негуманоидный... Однако с первых же страниц стиль и качество повествования примирили с эпатирующей концепцией. А уж после фразы: «В конце концов, если тайный сыск отменили, то и люди в перьях могут быть. И псоглавцы...» стало ясно -- книгу стоит читать до конца.
В целом роман не разочаровал и заставил искать другие работы автора, представленные на тот момент камбрийской трилогией. В ее зачине автор остался верным себе, основывая интригу на скандальном вселении души героя в существо иного пола. Мало того, герой-героиня еще и удостоился полубожественного статуса на зыбком рубеже между язычеством и христианством, закатом античности и зарей средневековья. Поначалу текст успешно одолевал эти противоречия, но к концу повествования Коваленко все же заблудился в возможном и невозможном, так что сюжет рассыпался.
Однако дело было сделано, интерес к автору сформирован, заставив ждать выхода новых книг с нетерпением. Ожидание было вознаграждено появлением сперва романа «Против ветра», а затем и книги «Боевые паруса». В них Коваленко усвоил камбрийский урок, более не заставляя разумный посыл повествования бороться с сомнительными обстоятельствами. Зато сохранил все достижения предыдущих текстов -- эпичность стиля, масштаб действия, живость героев, не упуская также упоительной игры с женскими образами. Увы, продолжения наиболее перспективной в этом смысле истории Иберийской Рыси не последовало, да и вообще, перерыв между книгами заметно возрос.
К счастью, на грани забвения после многолетней паузы автор «пробудился» и порадовал очередной книгой. Причем это не вежливый оборот, после осторожного взгляда на текст, раскрывающий ранее не затронутую им и вроде бы довольно чуждую эпоху, радость узнавания знакомого качества повествования была неподдельна. Книга «Линейный крейсер «Михаил Фрунзе»», вопреки тяжеловесному названию, отличется легко воспринимаемым изложением. Несмотря на обилие технических подробностей, роман вобрал в себя все достижения прежних книг -- размах, динамику, сочность образов и живость действия.
Особенно последнему помогает умелый перевод течения событий с сиюминутного на прошедшее время, с блестящими ретроспективами и флэшбэками. Эпизоды, раскрывающие смысл и истоки происходящего, обладают собственной динамикой, не сводясь к скучным разъяснениям. Это малые истории внутри главной, делающиее ее Историей с большой буквы. Каждый элемент повествования имеет свою кульминацию и свой рост напряжения событий, на пике своем передающий достигнутое в общую линию действия. Если можно говорить о симфоничности текста, то в новой работе Коваленко освоил ее в полной мере.
При этом в книге вдоволь всего -- колоритности мест действия, разнообразия персонажей и их мотиваций, исторической точности и «аромата» эпохи в лаконичных, но четких деталях. Достаточно морской и технической романтики, отсылок к собственным более ранним работам и «пасхалок» из общекультурного контекста. Хватает не совпадающих по происхождению, убеждениям и жизненным целям героев, несущих на плечах тяготы внезапно нагнавшей их на солнечном Средиземноморье Второй Мировой. И разумеется, среди них есть место героине, яркой, деятельной и непреклонной, готовой сражаться наравне с мужчинами, но все равно женственной и привлекательной.
Чем еще подкупает книга, так это четкой, осознанной моральной позицией, с которой фашисты, недобитые белобандиты и прочее отребье показаны теми, кто они есть. Не мятущимися душами, отягощенными нелегким выбором, а преступниками, нелюдями, не упускающими ни единой возможности, чтобы убить, разрушить, навредить. Решение, сделавшее их такими, в далеком прошлом, и обстоятельства лишь проявляют внутреннюю гниль даже среди своих. Напротив, внутренний стержень и конструктивные убеждения, который те же обстоятельства обнаруживают у людей, вроде бы стоявших по другую сторону классовых баррикад, приводят их в ряды защитников нового.
Все вышесказанное -- о тексте, как художественном произведении, однако помимо этого, «Линейный крейсер «Михаил Фрунзе»» представляет собой пока что почти уникальный феномен книгоиздания. Более четверти книги отведено на разнообразные приложения, от чисто технических, способных удовлетворить самого внимательного «заклепкометриста», до философских построений автора, показывающих причины выбора им тех или иных обстоятельств действия. По возможности эти материалы снабжены иллюстрациями, не выходящими за пределы стиля строгого графического оформления книги.
В итоге, с удобочитаемым шрифтом и гармоничной версткой она представляет собой исключительно цельное и законченное произведение полиграфии, которое приятно держать в руках. Пожалуй, это все, что можно сказать о новинке издательства «Пятый Рим», с которой стоит ознакомиться всем, интересующимся книгами Владимира Коваленко, альтернативной историей и военной прозой.

манихвостация, прыжки выше кисточек на ушах

Previous post Next post
Up