Наши жизни с Бородачом во многом шли параллельно. Учились почти в одно время. Когда я набирал лабы по физике на третьем курсе, Бородач эти лабы вел. Там на лабах было два Юры среди только что закончивших выпускников: Юра-Атлет, который отличался тем, что участвовал во всех соревнованиях университета по всем видам спорта и Юра-Бородач, чье самое главное отличие состояло в абсолютно никчемной реденькой бороденке, которую Юра тщательно холил и лелеял. Когда учеба в университете завершилась, мне пришлось отказаться от многих перспективных вариантов распределения ради строительного института, соблазнившего меня жильем. Я стал соседом Юры, у нас у обоих были комнаты-пеналы по 18 квадратных метров. Только у Бородача был классический пенал с дверью напротив окна, а у меня нестандартный с окном перпендикулярно входу. Кроме того мне повезло занять комнату почти райскую: в самом торце длиннющего коридора с окном на запад, с тремя створками в окне и с перспективой отгородить часть кородора под небольшую прихожую. У Бородача ничего этого не было и он мне страшно завидовал.
Читать можно здесь:
https://www.buzzsprout.com/12433/101514-08 Не смотря на «райские условия», необходимость проживать совместно со случайными людьми очень сильно напрягала нас с женой. Один поход в тулет без перегородок зато с кучами дерьма повсюду чего стоит. Нам было тесно и невыносимо противно жить в общежитии, поэтому когда команда энтузиастов кинула клич собраться в кооператив для строительства отдельного жилья, мы стали активными членами этого кооператива. Я тогда не сомневался, что Юра-Бородач вступит в кооператив, ведь возможности у него были точно такими же, как и у меня, а предпосылки к пеперезду у Юры были даже выше, ведь он проживал на тех же восемнадцати метрах семьей не из трех (как у меня), а из пяти челрвек. Встретив Юру, спрашиваю его:
Ну что, Бородач, деньги-то собираешь?
Какие деньги?
Как это «какие»? На коопереатив, конечно. Сейчас об этои весь интститут гудит.
Юра посмотрел на меня как на полного идиота:
Ну вот ты, небось, в отпуске на калым поедешь?
Поеду.
И вкалывать там будешь от зари до зари?
Так точно буду. В этом году деревню перевозим на Чулыме со старого леспромхоза на новые территории. Надеюсь две тысячи срубить - а это почти половина первого взноса. Остальное подзаймем у родителей.
Ну вот, я так и думал, - Бородач продолжал насмешливо оглядывать меня. - А я посижу спокойно без всяких отвлечений за электронным микроскопом целых два месяца. Если все получится, наберу материалов на пять- шесть статей. А квартира? Что квартира? Мы в очереди под первым номером. Получим. Чуть раньше, чуть позже - какая разница? Главное результат.
Тогда я удивился, отметил для себя, какой же все-то он чудак и переключился на другие дела. А вот сейчас вспомнил и надолго задумался. Выходит, что принципиальнейшего конфликта из серии «как жить» мы коснулись в том давнишнем разговоре. Процесс или результат - ради чего жить?
Юра многого добился в этой жизни: написал больше сотни научных статей, защитил две диссертации, стал известен мировому научному сообществу. И на житейском уровне Юра свой стандартный набор квартира+машина+дача все-таки выполнил. Т. е. результат налицо. Жизнь состоялась.
А состоялась ли? Несколько «лишних» лет в общаге пришлись на неисчезающий ни на минуту тотальный скандал жены, тещи, племяницы и дочки друг с другом и всех вместе против Юры. Юра забатывал себе авторитет выполняя поручения партийной организации, а его дочка в платье для выпускного и туфлях на платформе старалась проскочить между кучами говна в надеже не зацепить какое-нибудь не предусмотренное нарядом украшение.
Вот, что это? Какая-то невероятная жертвенность, самоотверженность на грани возможного? Или это безответственность и эгоизм? Я все же склоняюсь к тому, что это эгоизм, махровый самовлюбленный эгоизм. На мой взгляд самозабвенно выстраивать карьеоу, ловить кайф от совпадения цифр в эксперименте и прогнозе можно. НО. Близкие-то при чем? Почему удовлетворять искушение нарциссизмом обязательно нужно за счет своих близких. Я знаю это чувство, грешен, но когда случалось грешить, я и относился к этому как к греху. Юра же всей сврей жизнью настаивал на том, что результат оправдывает все.
Оглядевшись вокруг, я понял, что люди во власти почти целиком состоят из тех, кто ради результата готов пожертвовать всем. Десятилетиями на эту идею работала советская идеологическая машина. А ведь это неправильно, друзья мои. Установка не результат любой ценой приводит к военизированному сознанию, отказу от коллективно мнения и в конечном счете зажиму демократии и свободы.
Возникло желание чем-то помочь тем, кто выражает альтернативную точку зрения - пошел в доверенные лица к человеку, который по статусу совпадал со мной, но при этом был значительно умнее и находчивее меня.