Способность моделировать - это очень редкая способность, и этому сложно научить. В институтах есть курсы со страшными названиями, типа "основы финансово-экономического моделирования" и т.д. Людей на этих курсах грузят разынми моделями, приводят примеры и т.д. Эффективность такого подхода - не высока, особенно это проявляется, когда надо смоделировать что-то новое. Выход есть.
Надо просто учить физике. Правильно учить физике, обращая внимание на историю развития. Как более простые модели заменялись более сложными и проверялись на экспериментах.
Отличный пример - газ Ван-дер-Ваальса.
В статье в учебнике Сивухина, том 2 - весь процесс, как на ладони: анализ области применения существующей простой модели, добавление параметров, анализ ерунды, которая получилась, привязка к экспериментальным данным, осознание, что модель все описывает правильно.
Есть уравнение универсального газа. Оно верно для низких давлений и плотностей, высоких температур. Поведение сильно сжатого газа описывает плохо - почему? Потому что начинается взаимодействие молекул между собой, что противоречит предпосылкам модели идеального газа. ОК, давайте смоделируем это, вычитая из объема объем молекул - b, а отталкивание молекул - добавкой к давлению a/V2.
Строим графики изотерм. Получается ерунда - при определенных температурах у газа растет давление при росте объема, что противоречит наблюдаемым явлениям. Чешем репу, проводим эксперимент. Оказывается, что неправильный кусок графика как раз соответствует точкам фазового перехода газ-жидкость. То есть часть вещества уже жидкая, а часть - газ, давление вообще постоянное. И еще очень много интересного выводят оттуда же - критическую температуру, например.
И такого в физике - полно. Модель, ограничения, новая модель, эксперимент, подгонка, а потом - интересные выводы и новая теория, приадние физ смысла подгоночным коэффициетнам - и все по новой. В экономике все точно атк же моделируется.