[Прим. Относительно определений Ленина и Сталина, данных в середине фильма, следует разобраться. Китайские товарищи пошли путем возвеличивания «вождя народов», все кто против него враги. Этот путь, по-моему, тупиковый.
Что можно сказать насчет Ленина: «Для левой интеллигенции Запада Ленин был Революционер с большой буквы, а Сталин - узурпатор, погубивший великие идеи Пролетарской Революции...» Черная Л. Главная книга.
Действительно Ленин не отвечает за действия последователей.
Теперь Сталин, его правление и падение СССР.
Если не отвлекаться на «Миллиард расстрелянных лично Сталиным», то есть и другие оценки его правления и последствий для страны.
Левый деятель А. Тарасов оценивает Сталина так. Он считает, что уже при Сталине началось «перерождение», которое он называет Термидор. Это было большой катастрофой. «Во внутренней политике Термидор проявляется в развёртывании массовых репрессий против сторонников продолжения (углубления) революции, революционных преобразований; в реализации руководством страны интересов мелкобуржуазных кругов; в сворачивании социально-политических и культурных революционных экспериментов и в переориентации на сугубо практические экономические задачи; в отказе от опоры на сознательные слои трудящихся и в замене такой опоры ритуальной и искусственно организованной и срежиссированной «поддержкой» населения; во внешней политике - в отказе от интернационализма и прямой поддержки революционной борьбы за рубежом; в переходе либо на имперские, агрессивные (если позволяют условия и амбиции), либо на «нейтралистские» позиции; в попытках установить «нормальные», «взаимовыгодные» отношения с зарубежным классовым врагом. Так это было и в СССР»
В области теории развитие марксисткой мысли при Сталине было уничтожено. «…марксизм в СССР был убит и заменен квазирелигиозной идеологией «марксизма-ленинизма», вместо марксистских мыслителей, сознательно поставивших свои интеллектуальные способности на службу революции и революционному классу, мы получили сообщество чиновников от «марксистско-ленинской философии», продажных начетчиков - интеллектуалов, которых государство содержало для оболванивания населения. Вся эта огромная толпа продажных шлюх заменила нормальный творческий поиск подбором цитат для оправдания изменения курса КПСС, превратила марксизм в ненавидимые всеми нормальными людьми догматизм и схоластику».
«Советский Союз был обречен с того момента, как сталинское руководство переориентировалось с мировой революции на «построение социализма в одной, отдельно взятой стране». Потому что с этого момента классовое противостояние было заменено противостоянием межгосударственным, совершенно обычным для мировой истории. Концепция большевиков (и Коминтерна) предполагала классовое противостояние в каждой стране. Такое противостояние несколько связывает руки сильнейшей стороне в конфликте, то есть правящим классам. Поскольку борьба идет за владение уже существующими средствами производства (например заводами), правящий класс ни в коем случае не заинтересован в их разрушении (иначе откуда брать прибыль?), более того, он не заинтересован в тотальном физическом уничтожении своих противников - трудящихся - так как без них никакие заводы работать не смогут. Он, наконец, ограничен в выборе оружия: скажем, ядерное или биологическое оружие в классовом конфликте внутри своей страны не применишь - не только потому, что такое оружие неизбежно поразит обе стороны, но и потому, что оно сделает непригодной для жизни саму страну в случае победы. А вот в межгосударственных конфликтах таких ограничений нет, там можно вести войну на уничтожение
…Межгосударственный конфликт - это в первую очередь состязание противоборствующих экономик. СССР, напоминаю, занимал одну шестую суши. Следовательно, он должен был противостоять пяти шестым. Поразительно, что Сталин этого не понимал! Пять шестых всегда возобладают над одной шестой, если речь идет о межгосударственном конфликте».
Миной замедленного действия стало построенное советское мещанское (мелкобуржуазное) «общество потребления». «Советское руководство, обещавшее населению построить «мещанский рай», не могло себе позволить резко сократить социальные расходы». Тарасов, по-моему, увлекается заявляя «Экономика СССР, повторяю, просто надорвалась», нет, она была успешнее нынешней.
«…сам режим уже был контрреволюционным, подавляющая часть населения была носителем мещанского (то есть мелкобуржуазного) сознания, а официальная идеология превратилась в квазирелигиозный набор ритуалов и в нее не верили ни население, ни руководство. Если бы мы имели дело с революционной страной, то и власть, и население смогли бы мобилизоваться, затянуть пояса - и, прибегнув к экстраординарным мерам, продержаться и преодолеть этот сложный период. Но мещанин не способен на жертвы во имя идей и общих целей, он думает исключительно о благополучии собственной задницы. А поскольку мещане были снизу доверху, они предпочли капитулировать - и СССР не стало».
И тут Тарасов перегибает. Ельцин так людям затянул пояса, что люди стали массово вымирать. И, что характерно никому не давал выбора жить или умирать. Убивал не стесняясь: нищетой, криминалом, голодом. Как он утверждает, советские граждане-мещане «в процессе разворовывания СССР прибарахлились (в России, например, от них откупились массовой приватизацией квартир и земельных участков и разделом на мелкие частные фрагменты бывшей государственной собственности…». Ну так «прибарахлились», что Путин обирает людей ценами на бензин, на проезд в ОТ, тарифами ЖКХ. Ввели институт «расприватизации» квартир. Не надо никому частной собственности, если можно всю жизнь только пользоваться квартирой, участком и т. п. Как в советское время. Когда антинародная путинская власть бьёт по роже мещан, они жутко злятся и уже никто не думает, что Сталин хоть на 1 % ошибался, когда убивал кулаков и нэпманов. А он, действительно, зря разорял крестьян-производителей и совершенно не зря отправлял в расстрельный подвал сельских ростовщиков-кулаков.
Тарасов специально оговаривается, что этап Термидора по его выкладкам закономерный в любых революциях, так что особо зацикливаться на проклятом Сталине не надо.
(Интервью журналу «Новая литература»
http://saint-juste.narod.ru/musahibe.html)]