неполный вариант интервью с БГ

Sep 17, 2008 16:33

как и обещал, выкладываю интервью с БГ. единственное, что этот вариант - не полный, а так как он вышел в газете. полный, всё же, будет чуть позже.



БГ:
«В Коктебеле написано много песен»
На прошлой неделе перед молодыми архитекторами в Орджоникидзе выступил Борис Гребенщиков и его «Аквариум». После концерта музыкант рассказал «Кафе» об истории своего знакомства с Крымом, отношении к полуострову, а также о вреде телевидения и музыкальных пристрастиях.

Закрыть Коктебель- У большинства творческих людей, часто приезжающих в Крым, сложилась свои история взаимоотношений с полуостровом, свое видение этого места.
- С 82 года я здесь появляюсь достаточно регулярно. Последние два-три года почти не был, а до этого провел здесь довольно много времени.

- Писатель Виктор Ерофеев говорил о том, что Крым стал местом, где интеллигенция могла отогреться после снежной России. Что для вас значит Крым?
- У меня скорее другие ассоциации. Я по поводу оттаивания душой ничего не знаю, соглашаться мне с Виктором или нет. Наверное, это тоже. Для меня в более значительной степени важна неимоверная древность этой земли, которую я ощущаю, находясь здесь. Особенно в Коктебеле - я просто там физически больше времени провел. Даже довольно много песен там написано.

- Изменяется ли Крым?
- Меняется. Я помню Коктебель, когда он был пуст. А сейчас я туда уже не езжу, потому что по поселку просто не пройти, к моему очень большому сожалению. А то, что там еще все отходы спускают прямо в море, это тоже не располагает. Коктебель нужно закрыть, все это очистить, подождать года три, чтобы все это разошлось… Коктебелю, наверное, просто нужно хорошее управление. А сейчас там никакого управления не видно, с моей точки зрения.

- Феодосия для вас тоже памятна?
- У меня очень хорошие воспоминания о Феодосии. Я лучше всего старую церковь помню (храм Иверской Божьей матери на Карантине - прим. рем.). И опять же Феодосия - безумно древняя земля. Здесь ощущается тепло земли, как время - здесь очень давно человек живет, и современный человек уже сдружился с местным внутренним населением. Я думаю, что Волошин чувствовал абсолютно то же самое.

Трясина телевидения
- Недавно листая Интернет, я набрел на бурное обсуждение вашего участие в рекламном ролике Сбербанка…
- Я поначалу удивился этому предложению. А потом подумал, что это очень хорошо. Деньги они дали совсем небольшие, но это было не ради денег, мне нравится идея того, что мой голос и «Аквариум» таким образом попадают к тем слоям населения России, которые нас никогда в жизни не слышали. Получается, наша музыка каким-то образом цементирует устойчивость теперешнего государства, а мне очень хочется, чтобы оно было устойчивым. Не закрытым как раньше, а открытым, но устойчивым. Мне бардак последних 20 лет очень успел надоесть. И когда я вижу, что земля опять начинает чуть-чуть приходить в себя, мне хочется, чтобы она приходила в себя еще лет двести-триста, а еще лучше - тысячу. И поэтому мы делаем все для того, чтобы люди жили спокойно. Потому что в спокойном царстве могут появиться спокойные философы, как в Древнем Китае. Для меня древний Китай, конфуцианский, он во многом остается очень хорошей моделью того, как должно жить государство, чего у нас в Европе за последнюю тысячу лет не очень наблюдается. Единственно, две модели, которые я мог бы привести в пример: Австро-Венгрия XIX века и Британия последних двухсот-трехсот лет. Мне хочется, чтобы у нас люди жили тихо-спокойно и набирались достоинства, прочности. Мне кажется, что русская культура дает иногда такие дикие плоды, но заметьте, что плоды, принятые всемирно, она давала в XIX веке и начале XX, когда Россия была очень устойчивой страной. Мне хочется, чтобы страна вновь стала быстро устойчива, и давала такие плоды культуры. А когда бардак, все будут стремиться продать то, что у них есть, а это нехороший момент. Это очень долгий ответ на очень простой вопрос, но наш маленький грамм цемента - это как раз парадоксальное участие в рекламе Сбербанка.

- Сейчас мы живем в эру телевидения и виртуальных миров. Многие люди, те же поэты-писатели используют телевидение как площадку для озвучивания идей, которыми они живут. Мне попадался ваш радиопроект «Аэростат». Не собираетесь ли вы нечто подобное делать на телевидении, поэкспериментировать с ним?
- Я считаю телевидение удивительно мерзким способом расписывания своей мысли. И как мерзкий медиум он очень быстро испортился и стал чудовищным. Радио все-таки легче выключить и оно мне привлекательно. А телевизор имеет гораздо более гипнотическое воздействие на слабые умы. Я сам уже очень много лет его не смотрю, по счастью. Не только советское, но и все остальное тоже. И поэтому у меня в жизни значительно больше времени, чем у всех остальных.
У меня много друзей попало в сети телевидения, поэтому я считаю его трясиной. Хорошо на телевидении не было никогда и никому. Это мощное средство промывки мозгов, причем, по-моему, не очень честное. И уж точно абсолютно коррумпированное, прогнившее на корню. То есть ни о какой свободе на телевидении речи быть не может изначально. Ты в любом случае будешь зависеть от нужных тебе материалов, не говоря уже про стоимость. А у меня, по крайней мере, на радио, в пределах моего маленького домена, абсолютно полная свобода. Все мы делаем сами, материалы все мои. Радио я доволен, и надеюсь, что с телевидением мне никогда в жизни связываться не придется.

Немытые волосы
- В последние годы у вас появился имидж, если не затворника, то человека во многом ушедшего в себя. Но у вас достаточно четкая социальная позиция. Вы наблюдаете, что происходит и на политическом уровне и в социальной среде.
- Кто-то из индийских учителей замечал, что можно быть устремленным к духовному миру, но большая ошибка считать, что такой человек должен быть отстраненным от мира и считать, что раз человек думает о духовном, ему легко подсунуть фальшивый пятак. Нет, это не так. Это значит плохая духовность. По-моему, я открыт в большей степени, чем большая часть людей, которых я знаю, во всяком случае, в моем образе жизни, среди людей, связанных с музыкой. Я, безусловно, отвечаю на большее количество писем, чем кто-либо из моих знакомых. В Интернете все, кто хотят, пишут мне и многие получают ответ. Репутация затворника… Если она возникает из-за того, что я не появляюсь на телевидении и в модных клубах, то мне там скучно. Мне значительно интереснее под деревом где-нибудь сидеть. И все, кто встречает меня в процессе моих странствий, могут это подтвердить.

- Вместе с тем, вы отслеживаете и современную музыкальную сцену. В частности вы хвалили поэзию рэппера Снуп Догги Дога, и хорошо говорили о рэп-музыке, хотя люди, выросшие на роке, полностью отрицают существование и ценности иной культуры, отличной от их пристрастий.
- К сожалению, слово «рок», которое когда-то для многих людей было синонимом чего-то хорошего и прогрессивного, давно стало такими же шторами на глазах, как скажем, советская эстрадная музыка, целиком фальшивая и продажная. И мне очень обидно, что это так, потому что я сам для себя слушаю очень много разной музыки. В силу моих увлечений сейчас Моцарт мне чуть-чуть интересней, чем Motorhead, хотя к Motorhead я отношусь очень хорошо, может быть, по-своему даже лучше, чем к Моцарту. Но зашоренность, что нужно слушать только от этого до этого, только, если волосы длинные и немытые, а если короткие и мытые, значит, их слушать нельзя - по-моему, это чушь! Но людям, конечно, удобнее жить на маленькой площадке и еще более удобно жить в своих воспоминаниях. Да простят меня те, кто может принять это на свой счет, но, по-моему, сейчас рок любят в основном те, не слишком молодые мужчины, у которых рок связан с периодом их юности, когда они считали, что девушки им будут давать. Вот прошло время, выяснилось, что девушки им так и не дали, а если дали, то не те и не то, но они держатся за это, чтобы сохранить свою самоидентификацию. Простите, ностальгией мы не торгуем, это не наше (усмехается - прим. ред.). Поэтому я действительно слушаю музыку последних тысячи лет без особой привязки к какой-то временной дате. Для меня рок-коллективы равнозначны с тем, что делают, например, Mouse On Mars. Рок стал во многом консервативным. Рокерам стоит повнимательнее присмотреться к тому, что делает и говорит тот же самый Лемми Моторхэдовский, или кто-то еще, и, по крайней мере, принять Prodigy как своих и равняться на них.

Беседовал Роман ГРИЦАЙ

друзья, публикации, интервью

Previous post Next post
Up