Психологи думают. Психологи пишут

Feb 13, 2013 20:20


Предисловие
  Я первый раз в жизни пишу предисловие. Это и почётно и волнительно.
  В этом году я вела лабораторные занятия по кризисной психологии у студентов факультета психологии 3 курса. Темы курса под стать названию самого курса: смерть, насилие, катастрофы, суициды. Мы так много о чём говорили - больном, страшном, что иногда, казалось, эмоции через край… И в то же время было много тёплого, родного в этих разговорах. Насколько вообще позволяет наш «продвинутый» образовательный стандарт. В конце курса я предложила студентам написать эссе. О  том, что зацепило, понравилось и нет, о собственном кризисном опыте. Некоторые из полученных мною эссе мне так отозвались, что хотелось бы поделиться с широкой общественностью. Выбор мой - предупреждаю - субъективен. Даже не могу сказать на что я ориентировалась выбирая именно эти работы. Они разные: большие, шуточные, лёгкие, рассуждающие, очень болезненные. Как сама жизнь. И как психотерапия, такая какой я её вижу.
  В работах максимально сохранена авторская стилистика. И что меня радует, так это каскад мыслей и эмоций, которые сопровождают ещё таких маленьких психологов. Потому что для меня психолог - это человек чувствительный и разумный.
  Возможно это зря, но эссе не подписаны, а пронумерованы, я думаю, что это понятно - учебный университетский формат не предполагает ту степень откровенности, которую содержат работы.
  Приятного прочтения! И, если это не сложно, отзовитесь: нам это важно.





Часть 1
1 По-моему, только изучая кризисные ситуации, понимаешь как легче и проще выйти из них или их пережить. Вспоминая все свои кризисные ситуации, я понимаю, что находясь в них, не знала, как мне действовать или даже не осознавала, что это кризис. Например, когда меня избивал отец, я даже не подозревала, что в других семьях ситуация обстоит по-другому. Я считала, что во всех семьях родители избивают («наказывают») своих детей, но все об этом молчат. И сама я молчала. Мне казалось глупым рассказывать кому-то то, что происходит и с ним. Я считала, что стыдно, когда кто-то узнает о том, что происходит в твоей семье. Даже когда кто-то узнавал и поддерживал меня, я не верила, что это искренняя поддержка, мне казалось, что этот человек думал обо мне «плохо» («Глупая, не может даже сохранить втайне такую нелепость»).
  Да, возможно, это влияние окружения. У моих одноклассников и знакомых или вовсе отцов как таковых не было (родители были разведены  и отец не жил с ребенком), или отцы были такими же алкоголиками, как и мой.  Поэтому для меня то, что происходило вокруг, было «нормальным».
  Я делала вид, что у меня всё хорошо, что я счастлива…мне просто не хотелось, чтобы люди издевались над тем, что происходит со мной, моей мамой и братом. Плюс к этому,  всю свою жизнь я считала, что если начну кому-нибудь говорить о моих проблемах, люди либо испугаются, либо возненавидят меня и конечном итоге перестанут со мной общаться В то время не было даже мысли обратиться к кому-то за помощью. Сейчас же я понимаю, что это не вполне обычная ситуация, и что не все сталкиваются с насилием и даже если сталкиваются, то не с таким жестоким (хотя есть случаи и похуже моего). Сейчас я смотрю на прошедшее как на «драгоценный опыт», который в некоторый степени дает мне «жизненные силы».
  Но не будем останавливаться только на этом случае, ведь есть еще множество кризисных ситуаций, которые я не осознавала как кризисные. Например, депрессия. Когда я находилась в этом состоянии, я также не понимала, что мне нужно что-то с этим делать. Ведь у всех людей происходят либо подъемы, либо спады настроения (и не важно, какие по интенсивности это спады)? Я считала, что всё, что со мной происходит, то есть то, что я чувствую, вполне оправдано произошедшими негативно окрашенными событиями. Конечно, было не очень приятно лежать целыми днями и не понимать, зачем ты живешь, зачем просыпаешься по утрам и делаешь бесполезные вещи, которые в конце ни к чему не приводят. Неприятно ощущать, что ты никому не нужна, что никто тобой не интересуется, и никто не поддерживает.
  И опять же, не было мысли обратиться к кому-нибудь за помощью.
  В этот период моей жизни я совершила много глупостей: совершила попытку самоубийства, употребляла большое количество алкоголя, начала курить. Я не помню, что стало последней каплей, что подтолкнуло меня на самоубийство. Смутно помню, как я вообще выбирала эти таблетки и выбирала ли я их вообще? Помню только, как сидела вся в слезах (не помню, почему плакала, в то время  я постоянно плакала), и глотала таблетки, давилась ими…помню тот момент, когда вся жизнь «пролетела» перед глазами (ведь на самом деле есть этот «предсмертный» момент, когда видишь всю свою прошедшую жизнь). Вот и я видела, видела, что я ничего не сделала, ничего не добилась. Этот момент и стал переломным, с тех пор я стараюсь не терять времени, постоянно работать хотя бы над чем-то.
  Из этих примеров следует, что человек даже не осознавая того, что он находится в психологическом кризисе, может выйти из него. Здесь мы касаемся еще одной проблемы, не осознавая, что ситуация кризисная, человек не обращается за помощью (хотя осознавая, человек также не обращается за соответствующей помощью). Поэтому необходимо создавать программы психологического окультуривания общества. о если человек обратился за помощью, задачей психологов является помощь и поддержка в преодолении кризиса. Важно дать понять человеку, что им интересуются, что он нужен кому-то, что он ни один в этой ситуации. Необходимо обратить внимание родных человека, который находится в кризисной ситуации, на то, что он нуждается во внимании, заботе (не чрезмерной, конечно). Необходима своевременная поддержка людей, которые находятся в кризисных ситуациях, так как все кризисы в нашей жизни оставляют свои «следы». Эти «следы» могут носить как негативный, так и позитивный характер. Позитивные «следы» помогают нам пережить схожие ситуации, но негативные не помогают, ни в схожих кризисных ситуациях, ни в повседневной жизни. Это могут быть какие-либо защитные реакции, которые являются неадаптивными в нашей повседневной жизни (например, агрессивные реакции, может при той самой травмирующей ситуации эти реакции и помогали выжить, но сейчас они пугают окружающих или вызывают такие же агрессивные реакции). Или при схожей ситуации, человек бессознательно реагирует на происходящее, но эти реакции не являются подходящими. Из этого следует, что психолог должен также помочь избавиться от этих негативных «следов» или трансформировать их во что-то более адаптивное.

2. Как хорошо, что мы родились именно в это время. В течение веков, тысячелетий, да и в наши дни практический каждый представитель рода людского подвергался множеству травмирующих факторов природного и антропного генеза, различным формам насилия - физического, психологического, сексуального. Войны, революции, острые социальные противоречия, конфликты в семье, противостояние человеческой личности и норм общества - все это травмировало и травмирует психику людей И только сейчас, в конц II-начал III ысячелетий н. э. люди получили возможность получать квалифицированную психологическую помощь, позволяющую преодолеть болезненные последствия насилия. Очевидно, что во все времена у людей были возможности и ресурсы преодолевать стрессовые ситуации. Однако, это в течение веков происходило (и, чаще всего, происходит и теперь) исключительно бессистемным случайным образом. Во многом это продолжается и сейчас. В ряде случаев, это хорошо: семья, друзья, религиозные и светские идеи действительно могут утешить, ободрить, помочь личности найти в себе внутренний резерв.
  Однако, совет друга или родителя не всегда конструктивен. Человек, в своем желании помочь, может исходить из своего, чуждого другому видения проблемы и даже использовать это для манипулирования - особенно в семейных отношениях.
  Что касается социально-политических доктрин, - действительно, высокие и возвышенные идеи могут на какое-то время помочь человеку обрести внутренний стержень, как бы воспарив над миром житейских трудностей. Однако это не решит самой сути проблемы. Кроме того, любая светская идея служит общественному благу, т.е. благу какой-то определенной группы людей: класса, нации, страны, а порой и просто чьим-то экономическим интересам.  Она не может быть рассчитана на отдельную личность Религия же, может одновременно выполнять психотерапевтическую и психотравмирующую роль. Так, к примеру, христианство, с одной стороны, обогащает человека идеалами любви, всепрощения и принципом воздаяния людям по делам их (что может существенно помочь человеку), но с другой - заставляет подавлять вполне естественные влечения, играет на чувствах жалости и вины (что напротив, неврозогенно для психики). Кроме того, практически любая религиозная система является аппаратом нормативного давления общества на личность В целом, как религиозные, так и светские идеи играют в этом вопросе весьма спорную и неоднозначную роль.
  В настоящее время люди так же, как и многие века назад, испытывают на себе различные виды насилия и другие стрессовые факторы Однако сейчас у миллионов людей на всей планете есть возможность обратиться за квалифицированной помощью. Психолог и врач-психотерапевт, в силу своего профессионального долга, постараются найти к каждому индивидуальный подход, не станут осуждать или лезть с неуместным советом. Их подходы и методы основаны не только на личном опыте, но и на конкретных научных данных, полученных в тысячах и тысячах исследований по всему миру. В кабинете специалиста всех ждут безоценочность, принятие и готовность помочь. Да, он не найдет универсальных ответов за вас, как родитель или служитель религии. Но он поможет вам самим найти внутри себя ответы на самые важные вопросы. Как хорошо, что мы родились именно в это время!

3 Это было в сентябре - октябре и чуть-чуть в ноябре этого,2012,  года, но самое начало возникло ещё в феврале и продолжается до сих пор. Я толком сама не знаю, что это: может возрастной кризис. По Выготскому это должен был быть кризис 17 лет. Я не удивляюсь, что он у меня в 20: у меня всё идёт несколько заторможено. К тому же чем выше уровень цивилизации, тем дольше длится детство Почему же я решила, что это именно возрастной кризис? По описанию всё сходится. Этот кризис связан с поиском своей идентичности, самоопределением, выработки своего мировоззрения, своей философии жизни. В общем-то, оно сейчас и происходит. Могу даже сказать, что процесс более менее стабилизировался  и уже прослеживается наиболее полная картина. Я понимаю, что в этом процессе нельзя где-то ставить точку, далее моё мировоззрение будет шлифоваться всю жизнь.
  Помню, вначале я вообще не понимала, что со мной происходит. В голову лезли всякие философские вопросы, которые раньше вообще казались глупыми и недостойными того, чтобы на них тратить время. В чём смысл жизни? Есть ли он вообще? Существуем ли мы? А может, этого всего нет? Тогда как? В чём вообще феномен жизни? Откуда это всё?  Вопросы жизни и смерти. Есть ли жизнь после смерти? И что там, если есть Подруга взялась успокаивать: «Мы же хорошие, значит, попадём в рай». А дальше? Ждать суда? Или я что-то там путаю… А если вообще в ад? Там ждать суда? Короче, я пришла к тому же выводу, что и Пьетро Помпонацци: идея смертности души гораздо более гуманна, чем бессмертия.
  Могу отметить, что на моё мировоззрение очень повлияли тонны фантастических фильмов, просмотренных за всю предыдущую жизнь. Помню, когда мне было 4, мы с папой смотрели «Звёздных войнов». Я была уверена, что это «Новости» с других планет. Новости, происходящие на нашей планете, показывают каждый вечер. А в космосе очень большие расстояния - сигнал идёт долго, поэтому в телецентре собирают все новости, накопившиеся за год (или сколько там), и показывают их в полуторачасовых, а то и двухчасовых новостях. А переводят не с английского, а с инопланетного. Ну вот, теперь я верю в инопланетян и что мы пришли из космоса До этого всего можно ещё добавить, что я слуша pagan- folk metal, со школы люблю историю, а на подготовительных курсах конкретно увлеклась историей Беларуси. Позже решила поизучать нашу мифологию. И тут началось: Асов, Хиневич, Истархов, Левашов и т.д. и т.п. Интересные концепции они предлагают. Интересные, патриотичные, космологичные, много чего объясняющие, особенно если учесть мои взгляды на инопланетян, НО очень хочется «потрогать»! Доказательств хочу!!! Только мой миф про инопланетян не рушьте…
  Что касается идентичности и самоопределения, то оно только и началось на третьем курсе. До этого подобные вопросы вообще не ставились. А тут меня, что называется жараны певень дзяўбануў: туда ли я поступила? В общем-то своё любопытство я удовлитворила, более менее разобралась, что такое психология и как там надо работать. Боюсь, что это не моё. Всю жизнь меня готовили, да и я сама готовилась стать художником. Но, как я уже рассказывала, ИЗО мне страшно надоело и я от него сбежала Я не рисовала с 9 класса, а тут меня как прорвало в самом конце сентября! Я теперь только и делаю, что рисую. Особенно по ночам. Конечно, у меня существует опасение, что вот сейчас я нарисуюсь, а потом опять заброшу это дело, а ведь рисовать так классно!. Надо сказать, что с тех пор, как я опять рисую, меня по-немногу отпустило. Все эти вопросы пооставались, но я их воспринимаю не так обострённо, не реву по вечерам из-за их нерешаемости, опять возващаюсь к жизни и учёбе, которая как-то шла побоку последнее время Конечно, меня посещают мысли, что если поступить куда-нибудь и научиться нормально рисовать, заниматься любимым делом. А не ныть всю жизнь, что так и не завершила гештальта, начатого ещё в детском саду. Тут же меня спасает моя же фраза, кинутая кому-то в пылу спора: “Ещё не поздно! Поздно будет в гробу!”
  Вообще очень полезно и интересно знать, что с тобой происходит. Конечно, во время пика кризиса я подумывала, что это нормально и скоро пройдёт, но особо не верилось. Казалось, что всё, моя жизнь кошмарящный кошмар серого цвета, где уже никогда не будет ничего положительного Вот помню ещё свой кризис 13 лет. Он и был в 13. И вспоминается мне, как пробуждение 9 ноября 2005 года с мыслью, что я хочу в школу! Все 6 лет до этого школу терпеть не могла, а тут каждый  день несусь в школу вприпрыжку! И ведь тоже всё правильно происходило: учёба пошла побоку и на первое место вышло общение. Только ради этого в школу и ходила.Сейчас “стали взрослыми ребята, разлетелись кто куда”, а мне в общем-то как-то и всё равно, хотя в школе чуть ли не клялись друг другу в вечной верности. Рада, что у меня был этот кризис (хорошо мне говорить, когда он уже почти прошёл, наверное). Чувствую себя более взрослым и самодостаточным человеком.

4 Мои рассуждения о курсе кризисной психологии. Точнее, той части курса, которую мы прошли в этом семестре.Я не знаю, стоит ли рассуждать здесь о важности кризисной психологии, о вкладе разных психологов-практиков и истории развития. Наверное стоит. Скорее всего, это именно то, что я и должна осветить. Но не буду я писать банальности. Так уж вышло, что курс кризисной психологии я проходила скорее за несколько дней, чем за семестр, как другие, более ответственные студенты. Но это мой выбор и нечего мне жаловаться. На самом деле, сказать я хочу о другом. Я только что закончила читать Нэнси Мак-Виллиямс, и, по-моему, у меня невротическое расстройство. То есть, читая каждую новую главу, я находила там себя. Конечно, проявление тени того или иного отклонения для здоровых людей нормально, но отпустить мысль о психопатологии не так то и просто. Помниться, кто-то из великих мыслителей сказал, что, пока мы сомневаемся в своем психическом здоровье - мы в порядке. Психически нездоровые не сомневаются в своей адекватности. Надеюсь, он был прав.

Так много диагнозов, так много расстройств. А раньше всё казалось таким простым. Когда-нибудь всё это сложится в моей голове, как слаживалась вся ранее полученная информация. Лишнее утилизируется моей кратковременной памятью. Ну а пока у меня в голове куча пазлов, собранных парочками и тройками, но никак не желающие объединяться в общую картину мира расстройств личности. А так стараюсь. Прочитывая книгу за книгой, читая статью за статьей, просматривая заметки и рисуя таблицы. Я не могу понять, не могу представить полностью, что же такое психическое здоровье. Да-да-да. Я знаю, его на практике не существует, но всё же. Если бы оно было, каково было бы? Что представляло бы оно из себя? Безмятежное счастье, феерическую экспрессию и всецелое принятие себя, других и мира. Или наоборот. Простые предусмотренные реакции на определенные раздражители, спокойствие и мелодичность эмоций. Но право, не скучно ли это. Как по мне, так оба варианта, рисуемых моим воображением скучноваты и пресноваты. Вот она я. Истероид, неустойчивая самооценка, холерик. Вместо разумного эссе описываю свои мысли и представления. Работаю ночью и провожу выходные в других городах или на концертах, или смотрим фильмы с самым близким мне человеком. И я далеко не нормальная. Склонна к истерикам и приступам наваждения. Но моя жизнь раскрашена именно этим. Именно моим непостоянством, вспыльчивостью и импульсивным инфантилизмом. И если это патология - позвольте мне оставаться больной. Так я счастлива.
  Эх, если бы я только знала, какие вопросы должна здесь осветить. Но я не знаю, и мне как -то даже немножко стыдно за то, что я пишу не то, что нужно. У меня нет никого в окружении с ярко выраженными симптомами психического заболевания. Потому я не могу рассказать захватывающий пример из личной практики. Её пока нет.Описывать знания, полученные из книг... Мне это кажется неуместным, да и зачем вам это, прочитать в сотый раз краткий курс кризисной психологии за третий курс. Пусть это и не то, что требовалось. Но это не занудно. И это правда. Только эссе скорее обо мне, а не о кризисной психологии. Я увлечена и заинтересована. Мне хочется узнавать новое в этой области научного знания, хочется набираться опыта и стать умнее. Хочется помогать людям, нуждающимся в помощи. Хочется узнавать новое каждый день. И я рада, что могу. Рада, что нет войны, рада, что светит солнышко и идет снег. Я рада, что скоро Новый год и пора покупать подарки. Рада, что могу сдавать кровь и надеяться, что облегчу кому-то страдания. Я рада, что мои близкие здоровы Я благодарю судьбу, или Бога, за то, что узнаю о психотравмах и посттравматических синдромах из книг. Рада, что не могу рассказать, каково это, потеря близкого человека. Рада, что окружающие меня люди улыбаются. Я рада, что не могу рассказать об ужасах и боли, которую призвана изучать кризисная психология, на собственном примере. Потому что мне повезло. И я этому рада И именно это я хотела сказать. Наверное, это не совсем то, что Вы хотели бы. Но, я надеюсь, это заставит Вас улыбнуться Спасибо за человечность по отношению к нам. =)

мысли, студенты, психологи

Previous post Next post
Up