Не новость

Apr 06, 2016 22:24

Сегодня удивил ребёнок. Спросил: «мам, а почему взрослые могут делать замечания детям, а дети взрослым -нет. Ведь не бывает же так, чтобы дети всегда ошибались, а взрослые всегда бы были правы». Конечно, не бывает. Но дело даже не в этом. Моё основное удивление  состоит в том, что я думаю об этом уже третий день. На выходных была группа и кажется именно эти неравные отношения были фокусом внимания.

То, как нас учат и воспитывают - процесс совершенно односторонний. Нас не спрашивают, чего мы хотим, нам не предлагают варианты - нам указывают, мы не можем возразить, если с чем- то не согласны. Совершенно сакраментальное «смотри мне в глаза», или «чего ты на меня уставился». Т.е. процесс настолько странен, что ребёнок даже за движение глаз ответить не в праве. Вместе с контролем над глазами забирают право на выражение собственного мнения, особенно если оно не совпадает с мнением взрослого. Тут родители и учителя единогласны. Закрой рот и ешь. Хорошо помню, как считала калораж своего рациона в 10 классе по заданию учительницы биологии. В итоге калорий на день было меньше нормы, но посчитала я их совершенно верно. Мне поставили 4, я возразила. Учительница объяснила, что калорий в моём рационе недостаточно. Я удивилась, потому что на этом этапе жизни я не отвечала за продукты, которые есть в холодильнике, а только за правильность выполнения заданий. Оценка снизилась до 3, с формулировкой «спорить со взрослыми нельзя». Если присмотреться, то это одна из самых мягких историй в моей личной «борьбе со взрослыми».
Получается так. Взрослый может всё. Кричать, шлёпнуть, объяснить, почему тебе нельзя то, чего ты искренне хочешь, даже если это что-то совершенно невинное и какой комплекс действий необходимо выполнить, чтобы  получить желаемое. Как правило, этот комплекс однообразен: хорошо себя вести (читай - удобно), слушаться (покоряться), быть вежливым (не сметь возражать). Т.е. выполнять всё то, что потом в жизни будет мешать. Важны (закреплены в долгой дрессировке) покорность и удобство,  именно это же мы демонстрируем в жизни и на работе. Там, где нужны волевые решения и твёрдая поступь.
Никто не учит в самом деле нужным вещам - понимать, что со мной происходит, принимать решения, договариваться, осаждать обидчиков, охранять свои границы и прислушиваться к тем, кто рядом. Отличать подходящее мне в жизни, от совершенно не подходящего, чужого. Всё это впоследствии придётся делать самому. Через стыд, вину, боль и страх потерять любовь близких. Потому что они поддерживали одно, а у реальности совершенно другие требования. В этом противоречии можно застрять на долгие годы. Требуется изрядная доля мужества, чтобы начать наконец отстаивать «своё». Не так, как мы привычно делаем - ложью и манипуляциями, психосоматикой, отсутствием удовольствия в жизни и сексе, неуспехами в работе. А во-взрослому, по честному: предъявляя миру свои импульсы, желания, открыто и заинтересованно. С любопытством, присущим детям, и умению предугадывать  последствия поступков, присущим взрослым. Так чтобы злость была направлена вовне, когда моя жизнь - моя безусловная ценность и то, что я испытываю в ней тоже, а потому никто уже не вправе ни запретить, ни остановить, ни тем более прикрикнуть или указать.  Ребёнок, владеющий искусством быть собой и разговаривать исключительно неудобен в быту.
Мы очень хотим быть любимыми. Даже не так. МЫ НУЖДАЕМСЯ В ЛЮБВИ. Пока растём, конечно. Потом тоже желательно, но уже не критично. Именно поэтому так сложно обходиться с собственной злостью. Нам кажется, что мы потеряем любовь. Переживание интенсивное и крайне болезненное. Мы учимся подстраиваться думая о том, что так будет лучше, но в реальности мы предоставляем важному другому рядом с собой - половину себя. Строить отношения с половиной человека во-первых, трудно, а во-вторых, именно в результате таких отношений мы в конце концов получаем обвинения в неискренности. Итого - быть удобным напрасный труд.
Смотреть на то, как люди «оживают» и оживляются, как они начинают злиться, вспоминать о том, когда и где её потеряли, по дороге растеряв немножечко себя, когда они начинают ругаться, пусть даже немного неловко - очень приятно. Сейчас я пишу эти строки и уже наконец улыбаюсь. Первые попытки кажутся неуклюжими, но они делают нас честными, отношения насыщенными и более полными, а самочувствие хорошим. Безвольный удобный человек редко бывает счастлив. Получается парадокс. Чтобы жить комфортно нужно не избегать злости, а быть хорошо знакомым с тем, что меня злит (ходить по тёмной стороне Луны) и уметь справляться с этим непростым чувством. Но это уже совсем другая история.

любимая работа, думаю, консультации

Previous post Next post
Up