Что у меня ассоциируется с русской культурой. Факт №26

Sep 10, 2012 13:29

Вот здесь krylovответил на вопрос про ассоциации с русской культурой. Хоть и написано хорошо, но русского на мой взгляд там немного. Ну какой же Петербург, да еще и Санкт(!) русский город? Европейский - да, но не русский ( Read more... )

наблюдения, чапка учанка, 100 фактов о себе

Leave a comment

nika_pavlenko September 10 2012, 09:44:43 UTC
Что ж, всё правильно.
У меня по отношению к "русским" приходят в голову противоречивые вещи - ленивый и работящий, безразличный и одержимый, подневольный и своенравный. Конфликт внутренний непрерывный. Не может русский сам с собой договориться, оттого и плачи-страдания, потому и песни все печальные, и никакие красные тряпки этого не могут скрыть.
Так что "русскую тоску" я бы на первое место поставила.
И не знаю, русская ли я, или больше бурятская - за байкальскими моими предками трудно и некому было проследить)

Reply

da_het September 10 2012, 09:52:52 UTC
Да, кстати - противоречивось, и шизофрения лайт.
Где рука об руку: Православие и Язычество; Комичное и Страшное (такой вот юмор унас); орел и тот двуглавый!

ЗЫ
А песен радостных полно, просто в массе горожане с ними не знакомы. Песни были на любой случай жизни.

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 09:55:53 UTC
песен радостных полно - а вот это интересно, хотелось бы пример!

Reply

da_het September 10 2012, 10:11:29 UTC
nika_pavlenko September 10 2012, 10:24:25 UTC
ну, это с очень большой натяжкой можно назвать весёлой песней - даже и по ритму, мелодии, манере исполнения (в казачьих песнях просто всё более-менее гладенько как-то). Ну и слова такие тоже весёлыми не назовёшь, согласитесь:
"Одну ноченьку ночует,
Одну ноченьку ночует,
Всюю протоскует, всюю протоскует.
У окошка спать ложится,
У окошка спать ложится,
Окно отворяет, окно отворяет.
Окошечко отворяет,
Окошечко отворяет,
Всё свету желает, всё свету желает.
А что ж это свету нету,
А что ж это свету нету,
Знать его не будет, знать его не будет".

Reply

da_het September 10 2012, 10:32:36 UTC
Но в контексте это никакая не печаль, скорее комизм. Но опять же, какждый по своему воспринимает - одному весело, а другой загрустит.

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 10:01:48 UTC
То, что "песни были на любой случай жизни" - неоспоримый факт!
Но, боюсь, у нас все "случаи жизни" считаются априори грустными - то есть весь календарь печален - и это настолько привычно, что у людей от многократного повторения даже никакой эмоции не вызывает - до полной отстранённости - начало и конец сезона, осень, зима, рождение-смерть, ну и самое печальное - это, конечно, свадьба.

Reply

da_het September 10 2012, 10:23:30 UTC
Не все так просто, русский он же того - противоречивый (кстати внес в апдейт, спасибо за напоминание), на Руси было два типа свадеб - Свадьба=веселье (в украинском оно так и называется) и Свадьба=похороны (Север в основном). Ну и любой праздник - "страшно и смешно". Как-то так.

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 10:26:05 UTC
у украинцев наверно есть малость повеселее) потому и казаки в той пачке, что "поглаже"

Reply

da_het September 10 2012, 10:31:11 UTC
Казаки не равно украинцы, как бы там сейчас не приписывали некоторые. Это некая общность, больше по сословию. Культурная основа, не смотря на множество влияний, конечно одна, как язык и вера. Казаки проще современному уху воспринять, они дальше от архаики.

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 10:59:04 UTC
Казаки дальше от архаики.
да, точно!

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 10:58:18 UTC
"Страшно и смешно", вот именно это и есть)))Первая часть трагическая, вторая комическая - с разоблачением ужасов, но трагедия внутри остатся и живёт.
А вообще-то все эти "грустно" и "весело" - это очень субъективно, так что я о своём личном восприятии говорю и никому его не навязываю. Допускаю, что у кого-то при звуках русских песен - в чистом виде радость налицо.
А для меня так: чем севернее, тем печальнее, тем "покойнее" и как-то смиреннее, что ли - и тем сильнее и глубже меня цепляет. Это относится не только к музыке, а и к языку, к костюмам, к еде, к утвари, тут и орнаменты, и вышеупомянутый колорит - словом - к "способу жизни" - что и подразумевается в данном контексте под понятием "культура".
И как ни странно, из всех культур на земле, по моим ощущениям, к нашему северу стоят некоторые африканские племена. Не знаю, почему.

Reply

da_het September 10 2012, 11:18:18 UTC
Про какой Север речь? Русский Север или Сибирь?

Про Африку не замечал, но то что Калуга наша и Брянск (архаческие песни) очень рядом с Гиндукушем - точно!

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 15:03:52 UTC
какая разница, сибирь-не сибирь, оно ж всё родное (эвенки с чукчами и коряками у меня туда же идут)

в подробности вдаваться не берусь, а просто эмоционально высказываюсь - так уж это воспринимается именно МНОЙ)
Ну, например - орнаменты одинаковые по рисунку и по цвету в нигерии и в архангельской губернии, маски шаманские тоже - что наше святочное, что зулусы какие-то - а уж про песни - блин, они на мой взгляд сплошь русские в африке)

Reply

da_het September 10 2012, 15:13:42 UTC
Любопытно было бы глянуть на орнаменты.
Про пение может быть (Африка), звукоизвлечение похоже гораздо больше чем у сибирских народностей.

Reply

nika_pavlenko September 10 2012, 15:54:44 UTC
насчёт пения повторюсь - тут даже не знаю в чём дело конкретно, не могу обозначить - но какая-нибудь псковская песня, и африканские песни (невзирая на их барабаны, безудержное веселье и остальную непохожесть), и горловое тувинское пение у меня одни и те же струны внутри задевают. Как-то так.

Я не специалист в фольклоре и ни разу не настаиваю на объективности (мне неоднократно били морду - пока что, слава богу, не в буквальном смысле) за то, что я всё "валю в одну кучу" - но это не совсем так. Украинцев, немцев или ирландцев, например, я от этой компании "аккуратно отделяю".

А орнаменты, чтоб показать - надо искать (поищу и покажу, как только время выберу)

Reply


Leave a comment

Up