Богослов из меня, как из шнурка вибратор, но есть вещи, которыми я хотел бы попробовать поделиться.
Например, про Пурим. Это праздник такой. И - уникальный случай! - единственный, насколько мне известно, древний религиозно-философский текст, написанный женщиной. Еврейки начали распахивать ниву женского равноправия аж 23 века назад - кто бы мог подумать...
Но, прежде, чем я смогу рассказать про Пурим так, чтобы было хоть что-то понятно, совершенно необходимо разобраться, кто (вернее, что) такое Амалек. К сожалению, я не знаю, как и можно ли вообще в ЖЖ делать столбцы, поэтому, чтобы различать два текста, рассказываемые параллельно, я выделил один из низ курсивом, чтобы все совсем уж не перемешалось. И прошу прощения за махровое дилетантство - пианист, увы, лучше не умеет. Для знатоков сообщаю - в тексте, разумеется, есть заимствования. Поскольку это не диссертация, а некое подобие лытыратуры, я счёл возможным не давать ссылок на использованные источники.
****
Амалек - это олицетворение смертельного врага. Такого врага, которому нет пощады, которого надо уничтожить - иначе он уничтожит ВСЕХ и ВСЁ. Это не только враг людей - это Враг Бога.
Началось всё очень буднично, по-домашнему. После Исхода из Египта, в самом начале 40-летнего пути к свободе, на бредущих по пустыне людей напал Враг. Грабить у людей было нечего (не серьги же и кольца - ну что это за добыча, пасаны засмеют). Вытеснять их с каких-то территорий тоже было не нужно - не было у них никаких территорий, брели себе мимо. Бывает, между людскими народами вспыхивает старая ненависть, как у армян с азербайджанцами. Но здесь и этого не было. Почему же Амалек напал на людей? Почему напал на самых слабых, которые шли позади? Почему не просто убил, а надругался над трупами? Была у него причина, но совершенно особая. Настолько особая, что сам Бог (!) "поклялся перед людьми своим Престолом, что война у Господа против Амалека из рода в род".
Само правописание этого кусочка в Торе совершенно уникально - там есть грамматические ошибки. Это в Торе-то! Священные свитки, на которые были потрачены месяцы кропотливого труда и громадное количество драгоценного гевиля (специального, очень дорогого сорта пергамента, использовавшегося исключительно для свитков Торы), выбрасывали из-за неправильно расставленных точек и штрихов (огласовок) под одной-единственной буквой, а тут - грубые ошибки! И где?? В имени Бога не хватает 2 букв из 4-х, в слове "престол Господень" - 1 из 4! Что за лютый беспредел?? Тем не менее, это не ошибка. Потому, что пока существует Амалек, престол Всевышнего не целен. И имя Бога так и будет для людей неполным, пока память об Амалеке не сотрется из поднебесья.
Гематрия (численное значение букв в слове) "Амалек" равна гематрии "сафек" (сомнение). Главное дело Амалека - сеять сомнение в сердцах людей.
"Кто сказал, что нравственный закон вообще существует?"
"И почему ваш нравственный закон - правильный?"
"Почему надо соблюдать его полностью?"
"И что такого может случится, если не делать то-то и то-то "неважное"?"
"Кому это нужно, никто ваших благих дел не заметит и не оценит!"
"Людей, живущих по нравственному закону, на самом деле ничего не защищает. Их можно убивать и делать с ними всё, что угодно! Они такие же, как все, ничуть не лучше!"
Кстати, о Германии и о евреях. Германцы проявились, как Амалек, еще в Средние века, в эпоху крестовых походов. Они не только участвовали в этих походах, но и безжалостно уничтожали целые еврейские общины на своей территории (всем известны названия таких городов, как Вормс и Майнц, где евреи были полностью истреблены; молитва "Ав а-рахамим" - "Отец милосердия", которую евреи читают по субботам, сочинена неизвестным евреем из Германии). До второй мировой войны кое-кто из евреев уверял, что не следует "помнить об Амалеке" и "отравлять свои души ненавистью". Теперь Германия изо всех сил старается, чтобы прошлое было забыто. Но один из еврейских партизан, погибший на войне, раввин, сказал как-то очень тяжелые слова. Да сотрется, сказал он, имя еврея, который посмеет забыть, что немцы нам сделали.
Если человек сам поступает дурно - это одно, но если он пытается помешать другим людям поступать правильно - это Амалек. Примирение с Амалеком исключено и невозможно. Требование для нравственного человека совершенно определённое и абсолютно бескопромиссное: ничего из сделанного Амалеком не забывать - в душе, помнить - словами. До тех пор, пока сама память о нём не исчезнет.
Рав Эльханан Вассерман погиб от рук нацистов в Девятом форте под Каунасом, вместе со своими ешиботниками. Он писал, что евреи - его современники - совершают два греха, поклоняются двум идолам, двум ложным идеям. Одна - это национализм: идея еврея без Торы, "национальности как у всех", когда важно только, кем ты себя чувствуешь и считаешь. Поешь "а-Тикву" (гимн Государства Израиль), даешь шекель на общественные нужды, и ты еврей, хоть крестись. А заповеди не при чем. Второй идол - социализм. В Красной стране преследовали евреев со страшной жестокостью. На небесах, говорит рав Эльханан Вассерман, обоих идолов слили в один - национал-социализм. И он будет крепко бить евреев.
Нельзя прощать Амалека!
P.S. Не уверен, что мне удалось в этих двух переплетающихся текстах выразить разницу между понятиями "люди" и "этнические евреи". Поскольку это исключительно моё толкование, то уточню. Для меня это родственные, но не тождественные понятия. Люди - это те, кто соблюдают нравственный закон и живут по совести. Этнические евреи - первый народ, который получил этот закон и, как сомнительный бонус, - избранность, т.е. обязанность этот закон соблюдать и своим примером учить других. Поэтому, в идеале, "человек" или "еврей" - это тот, кто живёт по совести. Еврей (по крови) обязан жить по совести, нееврей (по крови) - не обязан. Не у всех евреев это получается, да и хотят не все. Неевреи тоже не все живут по совести, но они и не обязаны.
Только когда все станут жить по совести и забудется навсегда Амалек - тогда, с божьей помощью, смогут люди создать звездолёты, для которых скорость света не является запретным пределом. А пока - надо малёха подождать, не забывая хоть как-то стараться жить по-людски.
P.P.S. Про Пурим - в следующей серии.