За классику

Jan 18, 2014 11:03

Сын в школе проходит "Собаку Баскервилей". Если бы в моё время в совшколе проходили Конан Дойля, тот у меня бы по литературе было не пять, а восемь. И заставить меня перестать делать уроки мог бы только подрыв тактического ядерного боеприпаса в непосредственной близости от нашей хрущобы. А ему - скучно. Читает страницы по счёту, только когда зададут на дом. На мой законный вопрос "какогохуя" сын отвечает, что ему просто скучно. И всем в классе,говорит, скучно, кого он не спрашивал. Тут необходимо пояснение. На немецком языке слово langweilig для человека, который думает по-немецки, чувствуется как что-то вроде "длиннопокачто". Что исчерпывающе описывает моё впечатление от чтения детективов господина Достоевского, кому, как молодому автору, американские читатели амазона давали советы о том, что надо писать энергичнее и тщательнее выбирать имена главных героев.

И вместо того, чтобы скрипеть по поводу того, какая пошла нынче молодёжь, я хочу сказать, что я его понимаю. Это нам, старпёрам, надо по три страницы объяснять, как идёт дождь. А современные дети сразу представляют себе, как он идёт, у каждого свой, непохожий на другие. Им авторский костыль не нужен. Им не надо смаковать три главы подряд внутренние переживания героя, им и так всё понятно, им их мозг уже всё самостоятельно нарисовал. Человеку, ездящему на автомате стептроник, невозможно объяснить, в чём заключается мастерство водителя грузовика с необходимостью двойного сцепления для переключения скоростей и почему на эту профессию надо было так долго учиться.

И слава богу, что так. Когда великие достижения человечества становятся само собой разумеющейся реальностью, это не значит, что новое поколение пришло на готовенькое и ни к чему не способно. Это значит, что оно создаст такое, что нам, тратившим силы и время на элементарное, и не снилось.

Когда я был маленьким и наблюдал за шабашниками, делавшими ремонт у соседа, в кучах грязи, пыли и мусора, мне мечталось, что можно же создать такую машину, которая будет создавать идеально гладкие стены из воздуха, просто рисуя их. А сегодня такая машина есть, называется 3Д принтер. Лет через пять так и будут строить. Не в России, разумеется. Там, как и сегодня, будут строить таджики. Потому что с машиной невозможно почувствовать себя рабовладельцем, с высокой духовностью и скрепами. И потому что такая машина просто не успеет окупиться до тех пор, пока не отожмут бизнес для нужного человека, 40 лет назад, совершенно случайно, посравшего в тот же горшок, что и гарант, когда полгода ходил в группу детского сада для трудных подростков.

Школа, Будущее, Литература

Previous post Next post
Up