Хамед Абдель-Самад - так сразу и не скажешь, кто он. К тому же в его описании будут такие сочетания, которые, кроме как неудачной шуткой, и не назовёшь.
Судите сами - араб, египтянин, сын имама, воспитанный в строжайшем мусульманском духе, уже в 9 лет знавший Коран наизусть.
Живёт в Германии, писатель, пишущий на немецком языке, исследователь ислама, работает на кафедре исломоведения в университете Эрфурта и в Институте еврейской истории в университете Мюнхена. Написал несколько книг, после выхода одной из них, под названием "Моё прощание с небом", в которой описал своё детство и то, почему, как он выразился, "сменил веру на знание", удостоился персональной фетвы от радикальных имамов, и с тех пор живёт под круглосуточной полицейской охраной. Он считает себя мусульманином, а не атеистом, но заявляет, что действительно отошёл от веры в том смысле, как её понимает большинство мусульман - как абсолютно закрытую систему с претензией на непререкаемую истину. По праву считается одним из виднейших исламских интеллектуалов немецкоязычного мира.
Несочетаемое сочетание, однако.
В общем, если такой человек, разбирающийся в исламе всяко не хуже сына мелкого чеченского муллы Рамзанчика ибн Кадырова, пишет, что "самая странная, самая креативная и самая фантастическая интерпретация Корана - это та, которая которая считает его мирным учением" - ему таки можно верить. Я бы даже сказал - нужно. Особенно, если кто-то попытается вам завтра, не моргая, рассказывать, что исламские фундаменталисты просто "неверно интерпретируют" учение пророка, а на самом-то деле - оно ого-го какое белое и пушистое. Во всем Коране вы не найдёте ничего, как дословно, так и по смыслу, даже близкого к "тот, кто сам без греха, пусть первым бросит в меня камнем" или "возлюбите врага своего". Зато вы найдёте там 206 призывов к насилию и 25 прямых приказов к убийству. Это Хамед считал, я не проверял - но верю. Не потому, что я начётник-образованец, а потому что человек, который на вопрос "А вы не боитесь, зачем вы продолжаете публиковать новые и новые труды, разоблачающие радикальный ислам и исламистов?" отвечает "Потому что я не приемлю того, что в 21 веке, после Вольтера, Канта и Спинозы и после разгрома фашизма - писателю, только за то, что он написал что-то, высказал свою мнение, угрожают смертью. Если я дрогну, я тем самым дам понять всем тем, кто мне угрожает, что они правы. Со мной такое не пройдёт. Наоборот, я буду говорить лишь громче, лишь яснее. Это опасно и я живу с этой опасностью каждый день, но у меня нет другого выбора - иначе я просто не смогу больше смотреть в зеркало".
В его последнем исследовании, которое называется "Исламский фашизм", и которое поступит в продажу в феврале 2015 года, он, кроме прочих весьма интересных открытий и выводов, обнаружил следующую, весьма нетривиальную, на мою взгляд, закономерность.
Он пишет, что ислам, в действительности, является религией запаздывания. И большинство исламских государств, как современных, так и исторических, являются государствами запаздывания. И в этом кроется глубинная связь между исламом и фашизмом/нацизмом. На самом деле, таких связей две. Во-первых, фашизм, как и его крайняя форма - нацизм, зародились и расцвели именно в тех европейских государствах, которые в 20 веке были классическими государствами запаздывания - в Италии и в Германии. Запаздывание в данном случае не является технологическим или культурным. Обе эти страны в этом смысле - были, да во многом и до сих пор остаются, далеко впереди планеты всей. Запаздывание, столь фатальное для судеб этих двух европейских стран и подавляющего большинства современных исламских государств, выражается в запаздывающем или даже находящимся в зародыше формировании нации, как единого целого. Во-вторых, также, как фашизм не являлся только идеологией, но и религией, так же и ислам не является только религией, но и идеологией тоже.
На мой взгляд, это очень верное и ценное наблюдение. Когда несформировавшаяся, незрелая нация создаёт себе, тем или иным способом, как правило - насильственным, устойчивое "псевдонациональное" государство, склеенное единственно только всеобъемлющим, как правило - насильственно насаждаемым, "учением", то такое государство неминуемо и очень быстро вступает в конфликт с другими государствами, особенно с теми, которые опережают его в своем национальном развитии. Причина тому - в подспудно ощущаемой несформировавшимися нациями некоей своей "неполноценности", которая только усугубляется видимым наличием вполне функциональных государственных атрибутов, лишь мимикрирующих существующие у зрелых, состоявшихся наций аналоги. Именно это несоответствие внешних государственных атрибутов с внутренним недоразвитием нации и порождает тотальную агрессию по отношению ко всем остальным нациям и государствам, их олицетворяющим.
Совершенно невозможно, однако, не дополнить профессора. Германия породила не только нацизм. Там родился ещё один ублюдок - коммунизм. Это такой неустойчивый изотоп нацизма, который, дорвавшись до власти, очень быстро в него превращается. И есть ещё одно государство, вполне отвечающее всем критериям государства запаздывания, наскоро склеенного соплями имперской/коммунистической/мессианской идеи и населённое равнодушными, а то и просто враждебными к своим случайным сожителям по псевдогосударству племенами и кланами. Государство, просто созданное для полной и окончательной победы нацизма в одной, отдельно взятой стране. Государство, которое можно объединить и удерживать от распада только ненавистью к "ненашим" и только войной. Не важно с кем и не важно зачем. Война, как способ существования белковых тел.
Не скажу, что это за государство. Оно очень секретное. Самая главная площадь в нём - кладбище. С языческим капищем в центре.