Руководством и депутатским корпусом нижней палаты парламента пятого созыва были грубым образом нарушены требования Конституции, ряд законов и собственный регламент. Целая группа депутатов в нарушение прямого законодательного запрета с ведома президента либо его решениями была назначена на другие государственные должности, продолжая незаконно совмещать парламентскую деятельность с нахождением на руководящих постах в органах исполнительной власти, структуре Администрации Президента и др. государственных органах.
Жилинский Марат Геннадьевич - в декабре 2014 г. указом президенте был назначен ректором Академии управления при президенте, учредителем которой выступает Администрация Президента.
Зозуля Александр Иванович - в октябре 2013 г. получил согласие президента и был назначен председателем Кобринского райисполкома, будучи избранным в парламент от одноименного района. В результате чего и законодательная, и исполнительная власть в указанной административно-территориальной единице оказались в руках одного человека.
Кравцов Владимир Васильевич - в ноябре 2013 г. указом президента был назначен председателем Гродненского облисполкома.
Лискович Виктор Андреевич - в октябре 2014 г. получил согласия президента и был назначен заместителем председателя Гродненского облисполкома.
Тем самым один депутат парламента (Лискович) стал подчиненным другого депутата (Кравцова) в органе исполнительной власти, что в целом позволило сосредоточить в руках руководства Гродненского облисполкома исполнительную и законодательную ветви власти.
Межуев Александр Вениаминович - в декабре 2013 г. указом президента был назначен на высшую государственную должность - государственного секретаря Совета Безопасности.
Пальчик Геннадий Владимирович - в июне 2014 г. указом президента был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии.
В соответствии с Конституцией депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в парламенте на профессиональной основе. Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», действие которого распространяется на депутатов, запрещает им занимать другие государственные должности. Аналогичные требования закреплены и в Законе «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».
Нарушение указанных положений являлось безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий перечисленных депутатов решением Палаты представителей. Срок полномочий парламента пятого созыва истек, однако полномочия ни одного из них так и не были досрочно прекращены.
Многолетние нарушения со стороны депутатов были проигнорированы руководством нижней палаты парламента, ее постоянной комиссии по регламенту, Генеральным прокурором и гарантом Конституции.
Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» и регламентом палаты предусмотрено, что председатель Палаты представителей может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, требований Конституции и иных актов законодательства.
С учетом того, что Палату представителей нового созыва возглавил Владимир Андрейченко, который до этого как раз возглавлял тот самый пятый созыв - его полномочия как председателя в этой связи подлежат досрочному прекращению.
А ныне уже экс-депутаты подлежат увольнению с занимаемых ими в настоящем должностей по дискредитирующему обстоятельству, каковым Декретом президента № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» признается несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, а именно незаконное занятие ими должностей депутатов Палаты представителей в период с 2013 по 2016 гг.