Руководство КГБ пожаловалось в Министерство здравоохранения на проблемы с получением в лечебных учреждениях страны сведений медицинского характера в отношении пациентов, чем-то не угодивших ведомству. Министр Жарко В.И. вошёл в положение, и через несколько дней по всем органам и учреждениям здравоохранения было разослано письмо с указанием о неукоснительном исполнении запросов органов государственной безопасности.
Юридический аспект состоит в том, что министр лично повелел медицинским работникам по всей стране нарушать закон и незаконно разглашать КГБ информацию, составляющую врачебную тайну пациентов.
Информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, составляют врачебную тайну. В Законе о здравоохранении был закреплён исчерпывающий перечень органов и случаев, в которых предоставление указанной информации допускалось по письменным запросам без согласия пациента или его законных представителей.
С наступлением 2012 года КГБ лишился части своего следственного аппарата. Значительно урезанная подследственность органов государственной безопасности, закреплённая новыми изменениями и дополнениями в УПК, сковывала чекистам руки. Оперативные службы КГБ перестали вписываться в существующие правовые нормы, позволявшие им получать из учреждений здравоохранения сведения в отношении интересующих их пациентов, занимающихся политической, общественной деятельностью либо просто вызывающих у представителей данного ведомства зуд в определённом месте самим фактом своего существования. Перед КГБ остро встала дилемма, как продолжать тайный политический сыск.
Проблему разрулили быстро. Руководство КГБ просто пожаловалось министру здравоохранения, а тот взял и подменил собой целый закон. И по всем учреждениям здравоохранения страны полетело директивное указание при разглашении врачебной тайны пациентов взаимодействовать с органами государственной безопасности в порядке Закона «Об оперативно-разыскной деятельности».
Части 3 и 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 «Об оперативно-розыскной деятельности»:
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
И неважно министру Жарко, что порядок разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, определяется исключительно Законом «О здравоохранении».
В силу специфики работы КГБ граждане и пациенты в одном лице даже не подозревают о том, что информация, составляющая их охраняемую законом врачебную тайну, медицинскими работниками незаконно разглашалась и предоставлялась в КГБ.
При этом имеет распространение порочная практика получения сотрудниками КГБ конфиденциальной информации из лечебных учреждений вообще без всяких письменных запросов - лишь по устному обращению и ксиве.
В конце 2012 г. оперуполномоченный Щучинского межрайонного отделения УКГБ по Гродненской области Дмитрий Савко при даче письменных объяснений старшему следователю местного РОСК раскрыл детали своей деятельности. Ныне
уже уволенный чекист тогда под протокол заявил, что в ходе выполнения повседневной профессиональной деятельности периодически обращался в кабинет психиатра Щучинской ЦРБ за необходимыми справками по состоящим на учётах гражданам. В кабинете психиатра, с его слов, находилась медсестра, которая сама исполняла его запросы, а потом врач Чудовская подписывала, после чего он получал на руки сведения, составляющие врачебную тайну.
Данная незаконная практика взаимодействия органов госбезопасности и учреждений здравоохранения имела место задолго до обращения руководства КГБ за содействием в Минздрав.