Председатель Белорусского военного суда полковник юстиции Андрей Чижов написал заявление о сложении с себя полномочий судьи и председателя суда по собственному желанию. Президентом указанное прошение высокопоставленного руководителя судебной власти принято и удовлетворено.
Увольнение просто беспрецедентное, по причине того, что это именно увольнение, а не почётная отставка. Руководитель главного военного суда (трибунала) страны положил на стол заявление «по собственному желанию», хотя в законодательстве существует множество иных возможностей и формулировок, не влекущих для экс-судьи последствий в виде лишения статуса, всех привилегий, льгот, иммунитета: от выхода в отставку, включая по состоянию здоровья, до перевода на другую работу. Но высокопоставленный военный судья Чижов решил уйти, громко хлопнув дверью.
Нужно отметить, что должность председателя Белорусского военного суда является промежуточным постом, сулящим в дальнейшем прекрасные карьерные перспективы. Следующая по вертикали должность - заместитель председателя, председатель военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь и сопутствующее воинское звание генерала.
Нынешний Генеральный прокурор Александр Конюк именно в такой последовательности попал на свою нынешнюю должность высшего должностного лица и всего за полгода
был повышен в звании с полковника юстиции до генерал-лейтенанта.
Полковник Андрей Чижов, как принято говорить в таких случая, прошёл все ступени: был судьёй межгарнизонного военного суда, председателем Витебского межгарнизонного военного суда, в июле 2007 г. был назначен заместителем председателя Белорусского военного суда, в феврале 2008 г. ему было присвоено воинское звание полковника юстиции, в июле 2009 г. был назначен на должность председателя Белорусского военного суда, за год до увольнения ему был присвоен первый квалификационный класс судьи. Блестящая карьера, но он собственноручно решил поставить на ней крест.
С сентября 2012 г. военные суды (трибуналы) заняли особое, исключительное место в судебной системе и в целом в государстве. Согласно
изменениям в национальном законодательстве, уголовные дела по преступлениям, совершённым гражданами, имеющими статус военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов, выведены из юрисдикции гражданских судов и стали исключительной подсудностью военных судов. Во главе системы военных судов и находится Белорусский военный суд, который до января 2013 г. возглавлял полковник Чижов.
До этого в подсудности военных судов находились только уголовные дела в отношении лиц, являющихся по статусу военнослужащими (военные, сотрудники КГБ, Оперативно-аналитического центра при президенте, Службы безопасности президента), а равно дела по преступлениям, в совершении которых участвовало хотя бы одно лицо из указанной категории.
Именно по данным основаниям в стенах Белорусского военного суда рассматривались громкие уголовные дела по масштабной контрабанде, предварительное расследование по которым осуществлялось старшим следователем по особо важным делам о коррупции Генеральной прокуратуры ст. советником юстиции Светланой Байковой и по которым в качестве обвиняемых, организаторов преступных сообществ и покровителей преступных схем проходили первые лица и чины КГБ, включая Управления военной контрразведки, Пограничных войск, а также ряда других силовых структур, включая по причине того, что на момент совершения преступлений отдельные из них в действительности являлись прикомандированными (легендированными) сотрудниками всё того же КГБ.
Теперь же рассмотрение новых уголовных дел в отношении всех белорусских силовиков и «правоохранителей» будет осуществляться в военных судах.
Именно связь с указанными событиями, нежелание закрывать глаза на незаконные оперативные мероприятия и недозволенные методы ведения следствия со стороны КГБ, Следственного комитета, давление на суд рассматриваются в качестве причин, явившихся поводом для столь радикального решения высокопоставленного военного судьи Андрея Чижова о сложении с себя полномочий судьи и председателя суда.
Принимая во внимание, в чьих закулисных играх судья мог не захотеть участвовать в качестве марионетки и, учитывая, что он является военным, которому наверняка не чуждо понятие офицерской чести - нельзя исключать его возможного скорого ухода из жизни... Пример покойного подполковника КГБ Александра Казака ещё свеж в памяти.