До настоящего времени Генпрокуратуру Беларуси не относили к числу спецслужб. Но в течение многих лет в структуре прокуратуры существуют и действуют самые засекреченные в стране оперативные подразделения.
Впервые на республиканскую Прокуратуру были возложены несвойственные органам прокуратуры функции по тайному политическому сыску и внутреннему шпионажу с приходом в конце 2000 года на должность Генерального прокурора военного Виктора Шеймана. Вслед за собой данный соратник А.Лукашенко привёл разрозненные подразделения, существовавшие в Государственном секретариате Совета Безопасности, МВД и др. силовых формированиях, которые и составили костяк созданного в Прокуратуре РБ оперативного крыла.
Это была фактически личная мини-армия «серого кардинала» Шеймана. По прежней своей должности государственного секретаря Совета Безопасности он курировал все силовые структуры страны. Формально подчинённость у ряда приближенных к нему оперативных подразделений была разная, но фактически подчинялись они лично Виктору Владимировичу. Перевод его на должность Генерального прокурора и явился причиной объединения ранее разрозненных оперативных подразделений в единое звено в структуре тогда республиканской Прокуратуры, подчинённое лично Генпрокурору Шейману.
В конце 2004 г. В.Шейман получил новое назначение на чисто гражданскую должность Главы Администрации Президента. Оперативные подразделения республиканской Прокуратуры остались в её структуре, но подчинялись они не новому Генпрокурору, а по-прежнему Виктору Шейману.
В к. 2005 - н. 2006 гг. Шейман стал руководителем инициативной группы по выдвижению А.Г.Лукашенко кандидатом в Президенты и руководителем его предвыборного штаба во время президентских выборов 2006 года. В связи с этим он был освобождён от занимаемой должности Главы президентской Администрации и некоторое время вообще не имел никакой государственной должности. Но при этом Шейманом осуществлялось полноценное управление тайными оперативными подразделениями Прокуратуры РБ, в тот момент негласно задействованными в избирательной кампании действующего Президента, включая для слежки за остальными кандидатами в Президенты (прямыми конкурентами А.Лукашенко), их избирательными штабами и за оппозиционными силами в целом.
После удачно «провернутых» выборов в марте 2006 г. Шейман вновь был назначен госсекретарём Совбеза, снова получив полный контроль над всем силовым блоком. Оперативные подразделения Прокуратуры РБ по-прежнему оставались в её структуре.
Понять, сколь велика была численность этих тайных подразделений можно по разглашённой высокопоставленным прокурорским лицом информации. В феврале 2007 г. в интервью газете «Народная газета» тогдашний Заместитель Генпрокурора Степан Косуха проболтался, что на тот момент штатная численность органов прокуратуры составляла около трех тысяч человек, из них около двух тысяч (!) - оперативные сотрудники.
В начале 2005 г. Лукашенко своим Распоряжением назначил своего старшего сына Виктора помощником Президента по национальной безопасности. Через два года он был введён в состав Совета Безопасности. С того момента фактически и началась многоходовая комбинация по принудительному отрешению Шеймана от управления спецслужбами.
Виктор Лукашенко стал готовить план по переподчинению себе секретных оперативных подразделений, созданных под себя Виктором Шейманом. В апреле 2008 г. секретным Указом Президента на базе Государственного центра безопасности информации (ГЦБИ) создаётся новая секретная спецслужба - Оперативно-аналитический центр при Президенте. Из чисто технической службы ГЦБИ преобразуют в очередную оперативную структуру. Собственно ОАЦ стал оперативным подразделением за счёт перевода в его структуру тех самых сверхсекретных оперативных подразделений на тот момент уже Генеральной прокуратуры.
Фактическим руководителем ОАЦ решением А.Лукашенко по должности становится его старший сын Виктор. Именно помощник Президента по национальной безопасности в соответствии с изменениями в законодательстве получает право по определению кандидатуры начальника ОАЦ. Назначение на указанную должность осуществляется Президентом не иначе, как по представлению Виктора Александровича.
О количестве секретных оперативных сотрудников Генпрокуратуры, переведённых в структуру ОАЦ, можно судить по сливу, допущенному тогдашним Генпрокурором Григорием Василевичем. В своём интервью газете «Советская Белоруссия» в июне 2009 г. Василевич проболтался, что на тот момент штатная численность системы прокуратуры составляла уже только 1.988 сотрудников.
Т.е. до момента создания ОАЦ численность прокуратуры по данным тогдашнего заместителя Генпрокурора С.Косухи составляла чуть менее трёх тысяч человек (из них две тысячи - тайный оперсостав), а уже после создания Центра - численность прокуратуры одномоментно сократилась на тысячу штатных единиц. При этом сокращений в прокуратуре не происходило, т.е. уменьшение штатной численности произошло за счёт перевода части оперсостава в ОАЦ в подчинение Виктору Лукашенко.
Вот так молодой и неопытный сын Президента получил в своё распоряжение тайную сыскную службу, до этого верой и правдой служившую его тёзке - Виктору Шейману.
3 июля 2008 г. на День независимости - кое для кого так кстати и случайно ли - произошёл взрыв. После которого Виктора Шеймана окончательно лишили занимаемого положения и соответственно влияния на силовые структуры страны.
При этом тайные оперативные подразделения в структуре прокуратуры частично продолжают действовать до сих пор.
Это следует из свежего разглашения информации, допущенного высокопоставленным региональным прокурорским работником. В мартовском интервью заместителя прокурора Гродненской области Светланы Рахман газете «Гродненская правда» в преддверии праздника 8 марта она проболталась, что в структуре прокуратуры (до сих пор) имеются оперативные работники. Более того, женщина-прокурор похвасталась, что более трети среди оперативных сотрудников прокуратуры составляют женщины. Действительно столь большого процента лиц женского пола среди оперсостава нет ни в КГБ, ни в МВД, ни в ДФР, ни в СБП.
Что наводит на мысли о специфичности задач, выполняемых сотрудниками(-цами) секретных оперативных подразделений Генеральной прокуратуры.
Мало того, что о существовании в прокуратуре тайных спецподразделений из посторонних никто не знал, так и деятельность этих подразделений по внутреннему шпионажу заведомо незаконна.
Оперативно-розыскная деятельность в Беларуси регулируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, регулирует правоотношения, возникающие в ходе ее осуществления, устанавливает систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с ним органы прокуратуры вообще не отнесены к субъектам ОРД.
В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» нет даже намёка на возможность существования в структуре Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур оперативных подразделений и сотрудников.
А как далеко всё это уже зашло можно судить по следующему факту. 5 апреля текущего года Председатель Следственного комитета В.Вакульчик посетил Академию управления при Президенте, где выступил перед студентами. Данный визит освещали журналисты государственных СМИ, которые проинтервьюировали нескольких заранее подготовленных студентов Академии.
Один из них, Михаил Боднарчук, студент 4 курса, проболтался
в эфире канала СТВ о своих взаимоотношениях с органами прокуратуры: он похвастался, что уже около года является внештатным сотрудником прокуратуры. Т.е. так называемым «стукачом».
Показательно в этом и то, что созданные В.Шейманом тайные оперативные подразделения в структуре прокуратуры вербуют «стукачей» среди будущих сотрудников Администрации Президента и вертикали Лукашенко.
Нигде больше в мире нет такого прецедента, чтобы прокуратура негласно шпионила за гражданами собственной страны.
Это же какая паранойя должна была развиться у руководителя страны, чтобы сделать из независимого конституционного органа тайную сыскную спецслужбу, следящую за собственным народом в интересах правящего режима!?