Стала известна странная схема фальсификации следователями СК Беларуси материалов уголовного дела с целью заведомо незаконного получения биологических образцов ДНК (буккального эпителия) под выдуманным статусом свидетеля по многолетнему «висяку».
В третьем часу ночи 12 марта 2022 года в общежитии по улице Пушкина в райцентре Щучин произошёл пожар, в результате которого сгорело и повреждено несколько детских колясок. Указанное происшествие отражено в
сообщении Гродненского областного управления МЧС.
Спустя почти три года после указанного происшествия в полдень субботы 21 декабря 2024 г. (накануне католического Рождества) к жителям одной из центральных улиц города Щучина приезжают двое оперуполномоченных отделения уголовного розыска КМ Щучинского РОВД старший лейтенант милиции Алексей Бочко и лейтенант милиции Артём Андрюшкевич. И тут же с порога заявляя одному из членов семьи, что, так как тот допрашивался следователем в качестве свидетеля по уголовному делу по факту поджога колясок в общежитии по улице Пушкина два года назад, то им необходимо будет отобрать у него буккальный эпителий.
Я? Да! Допрашивался? Да! Следователем? Да! Под протокол? Да! В качестве свидетеля? Да! По уголовному делу? Да! По факту поджога? Да! Колясок? Да! В общежитии? Да! По улице Пушкина? Да! Два года назад? Да...
Я никогда не допрашивался ни в каком качестве, в том числе в качестве свидетеля, по этому уголовному делу, - отвечает на это оперативным сотрудникам милиции удивлённый человек.
- Вы отказываетесь? - спрашивает младший по званию.
- Нет, не отказываюсь, но я не допрашивался в качестве свидетеля и не являюсь свидетелем.
Эта немая сцена повторяется несколько раз, каждый раз на вопрос об отказе этот гражданин замечает милиционерам, что произошла ошибка с данными или же были сфальсифицированы материалы уголовного дела. В связи с чем гражданин, ранее сам носивший форму, предлагает оперативным сотрудникам отделения уголовного розыска написать по данному факту рапорт.
До этого тот же человек многократно замечал, что в момент его прихода в магазин «АЛМИ» на ул. Советской там всякий раз вслед за ним оказывался кто-то из сотрудников милиции, ранее служивших либо поныне проходящих службу в оперативных подразделениях криминальной милиции отдела внутренних дел Щучинского районного исполнительного комитета (РОВД).
В момент выхода из магазина в предбаннике с автоматически раздвигающимися дверями в этот же момент туда заходит старший участковый инспектор ООПП Мостовского РОВД майор милиции Анатолий Старчук, который раньше являлся дознавателем Щучинского РОВД, позже следователем Щучинского РОСК, а после фальсификации им материала проверки в отношении руководства Щучинского РОВД, вынужден был перейти служить оперуполномоченным группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми КМ Щучинского РОВД, где перед снятием с оперативной работы сфальсифицировал уголовное
дело о распространении порнографии с использованием сети Интернет (в настоящий момент данный состав декриминализирован УК).
В следующий раз в тот же самый момент там оказывается начальник ИВС Щучинского РОВД майор милиции Виталий Бурдей, ранее служивший оперуполномоченным уголовного розыска КМ Щучинского РОВД, где он тогда
вынес незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту публичного распространения клеветы и оскорбления сотрудниками Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, что послужило триггером для расправы тогдашним начальником УКГБ по Гродненской области генералом Иваном Коржом и его заместителем, быстро состряпавшими документ с грифом «Для служебного пользования».
Затем в момент нахождения этого человека в этот же магазин заходит старший оперативный дежурный ОДС Щучинского РОВД майор милиции Виталий Кавальчук, который ранее являлся старшим оперуполномоченным уголовного розыска и врид начальника ОУР Щучинского РОВД.
В очередной раз в том же самом магазине теперь оказывается старший оперуполномоченный уголовного розыска Щучинского РОВД капитан милиции Вадим Макаро, который в служебное время выходит из магазина с единственным приобретением в виде бутылки спиртного в руке.
Там же для снятия наличности в банкомате оказывается начальник УНиПТЛ УВД Гродненского облисполкома полковник милиции Владимир Васько, экс-начальник ОБЭП Щучинского РОВД.
Все эти бывшие и действующие оперативные сотрудники МВД в служебное время буднего дня в одно и то же время с указанным гражданином неизменно оказывались в штатском в одном и том же магазине и всякий раз уже после того, как туда заходил постоянный покупатель. При этом сам гастроном находится в противоположной части города вдали от Щучинского РОВД.
Никогда более с каждым из них указанный гражданин не пересекался в магазине или городе.
В один прекрасный момент все эти совпадения прекращаются, бывшие и действующие опера Щучинского РОВД прекращают посещать данный гастроном в одно и то же время с указанным человеком, однако человек начинает срисовывать сотрудников наружного наблюдения, в том числе работающих в составе пары, которые работают в режиме реального времени строго по камерам видеонаблюдения, расположенным внутри магазина «АЛМИ», точно зная, где в этот момент находится наблюдаемый объект и только в определённый момент влетая в магазин…
Не будем фокусироваться на технических аспектах и раскрывать все проколы оперативников «наружки», но после того, как им дали отчётливо понять, что они срисованы, пара распалась, продолжая осуществлять наружное наблюдение при передвижениях по городу поодиночке и снова не без засветов своей работы, а затем и вовсе перестав маячить у него перед глазами.
Затем ещё через какое-то время происходит нежданный визит оперативников угрозыска с поручением от следователя об отборе буккального эпителия в отношении лица, которое в материалах уголовного дела фигурирует как допрашивавшийся в качестве свидетеля, однако никаким свидетелем не являлся, проживая в совершенно другой части города, как и никакого протокола допроса и даже самого допроса по уголовному делу в реальности существовать не могло, кроме как путём фальсификации протокола и/или направления заведомо подложного поручения в орган, осуществляющий оперативное сопровождение по тому уголовному делу.
После чего данный человек, сделав резкий поворот в сторону того же гастронома «АЛМИ», сталкивается практически лицом к лицу с шедшей украдкой перпендикулярно за ним вдоль боковой стены магазина без пакета и сумочки в руках старшим оперуполномоченным группы розыскной работы ОУР КМ Щучинского РОВД майором милиции Татьяной Васько, женой уже помянутого начальника УНиПТЛ УВД Гродненского облисполкома полковника милиции Васько и дочкой экс-первого заместителя начальника Щучинского РОВД - начальника криминальной милиции подполковника милиции Антона Ковалевского. Которая снова же в служебное время решила там оказаться ровно в тот самый момент, когда по центральному проспекту райцентра шёл человек, который вдруг неожиданно изменяет маршрут своего движения под углом 90°...
Неизвестно, конечно, без доступа к материалам уголовных дел и дел оперативного учёта, связаны ли многолетнее наружное наблюдение и незаконная попытка отбора образцов ДНК одним уголовным делом или же они осуществлялись разрозненно в рамках различных дел, но заведомо незаконная попытка отбора образцов слюны по сфальсифицированному поручению следователя Следственного комитета Республики Беларусь наводит на определённые мысли.
И было бы трудно что-то придумать, для чего нужно было фальсифицировать материалы уголовного дела и оперативно-розыскной деятельности, если бы в памяти не вспомнились факты, озвученные Александром Лукашенко 20 августа 2019 года на совещании по вопросам качества работы правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений.
Лукашенко рассказал о фактах фальсификации доказательств - внесении недостоверных сведений в процессуальные документы, заключения экспертиз. «Искусственное создание доказательств. Чтобы получить заранее нужный результат, идут на фальсификацию…
По сведениям КГБ, факты грубых нарушений отмечаются не только в работе оперативных и следственных подразделений. Поступает информация, что и сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз во время выезда на место происшествий с целью выполнения плановых статистических показателей по изъятию максимального количества следов изымают следы, не имеющие значения, а также фактически фальсифицируют следы совершения преступлений.
У задержанных лиц отбирают образцы, в том числе оставленные ими уже при проведении процессуальных действий, а затем они наносятся на изымаемые предметы и вещи, что в дальнейшем при экспертном исследовании таких объектов «доказывает» совершение преступления заранее известным лицом. Прямой подлог и фальсификация! И таким людям место знаете где», - публично негодовал тогда белорусский рукамиводитель Лукашенко.
Прошло пять лет, а ничего принципиально не изменилось, разве только в худшую сторону.
Председателем Государственного комитета судебных экспертиз тогда являлся нынешний генеральный прокурор Андрей Швед, ставший самым
молодым генералом при Лукашенко.
Следственный комитет возглавляют два уроженца Грузии Дмитрий Гора и Анатолий Васильев, которые шли рука об руку всю свою службу в следственных подразделениях КГБ Беларуси и которых, видно, ничему не научила судьба их соплеменников Джугашвили, Берии, Цанавы…
Ибо в тот же день были поставлены в известность центральный аппарат, а также начальник управления собственной безопасности Следственного комитета (СК), так как фальсификация материалов уголовного дела является уголовно наказуемым деянием. Само уголовное дело в отношении следователя и начальника следственного подразделения могут возбуждать лишь исключительно сам лично председатель СК, генеральный прокурор либо председатель КГБ.
Первый отпадает, второму веры нет, третьему тем более... Вся надежда только на ихнего и.о.