«Белтелеком» несколько месяцев подряд выставлял завышенную абонентскую плату своим пользователям, у которых в результате этого образовывалась задолженность, из-за которой приостанавливалось оказание услуги и происходила блокировка доступа в сеть Интернет.
Всё началось с неоднократно объявлявшегося и переносившегося в конце прошлого года подорожания интернет-услуг. В результате с 1 января 2022 г. было окончательно объявлено об изменении тарифов на услуги доступа в сеть Интернет, основанных на соответствующем приказе генерального директора республиканского унитарного предприятия «Белтелеком».
Однако внимательные пользователи byflyтм обратили внимание, что выставленная в личном кабинете «Мой Белтелеком» стоимость тарифного плана в месяц превышает на одну копейку указанную в обнародованном приказе и на корпоративных интернет-ресурсах провайдера.
Один из таких многолетних абонентов, произведя в конце января очередной авансовый платёж за следующий календарный месяц, с удивлением для себя узнал, что из будущего платежа ночью у него почему-то высчитали ту самую копейку в счёт предыдущего месяца.
В первый день февраля абонент государственного интернет-провайдера решил написать в техподдержку «Белтелекома» о неправильном выставлении абонентской платы и грозящих последствиях этого для миллионной клиентской базы в виде отключения доступа в сеть.
Из аппарата управления «Белтелеком» это сообщение абонента спихнули в зональный узел, откуда сообщили о том, что в реальности абонентская плата на тарифном плане «Рекорд 25» выставляется не 22,62, а 22,625 и автоматически округляется до 22,63. И что они вместе со специалистами областного филиала «Белтелекома» сами не понимают, почему технически выставляемая абонентская плата не соответствует утверждённой гендиректором. И вообще, выставляют её не они, поэтому платите не 22,62, а 22,63 и не в начале следующего месяца, а в конце текущего, чтобы не отключили доступ в сеть Интернет. Такая вот реакция от БТК.
Недовольный абонент «Белтелекома» пребывая в непонимании, почему теперь он должен платить не тогда, когда всегда платил до этого, и не столько, сколько приказал гендиректор Петрученя Ю.Н., продублировал на электронную почту провайдера проблему с неправильным выставлением абонентской платы и грозящих абонентам отключениях по вине компании.
В итоге ровно через месяц (при наступлении первого дня марта) «Белтелеком» под покровом ночи отключил клиенту Интернет по причине образовавшейся задолженности в одну копейку.
При этом первого числа нового месяца (марта) ещё только взимался платёж за последний день предыдущего, и это та самая копейка, которую сняли за январь из платежа за февраль. Притом что абонент все три месяца исправно перечислял предписанную абонентскую плату.
Будучи возмущённым подобным отношением системообразующего государственного предприятия к своим абонентам, примерно равным количеству домохозяйств в стране, пользователь обратился с жалобой в Министерство антимонопольного регулирования и торговли на действия (бездействие) входящего в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, РУП «Белтелеком».
15 марта во всемирный День защиты прав потребителей у пользователя в личном кабинете неожиданно изменяется указание стоимости тарифного плана на правильную и происходит перерасчёт средств со стороны «Белтелекома», в том числе за время отключения Интернета.
«Белтелеком» на запрос МАРТ объяснил эту ситуацию с завышенным снятием абонентской платы техническим сбоем, возникшим при смене с 1 января 2022 г. тарифа для физических и юридических лиц и вводе его в автоматизированную систему расчётов «Абсолют». Якобы при вычислении суммы без учёта НДС для ввода в АСР «Абсолют» произошло округление тарифа до двух знаков после запятой и вместо 18,096 руб. получилась сумма 18,10 руб., к которой уже после были приплюсованы 25% НДС, что вызвало погрешность при округлении сумм.
Однако версию с техническим сбоем при вводе данных ставят под сомнение ряд факторов.
Национальный оператор электросвязи «Белтелеком» в течение двух месяцев на всех своих уровнях упорно не предпринимал никаких действий для исправления ошибки, перерасчёта и возврата излишне полученных им средств, а также параллельно в тот день объявил тендер по «Модернизации существующего аппаратно-программного комплекса, осуществляющего сбор и хранение сведений о посещении пользователем Интернет-ресурсов, блокировку Интернет-ресурсов» за астрономические по белорусским меркам - 4 254 670.80 долларов США.
Проще говоря, предмет закупки более усовершенствованная Deep Packet Inspection (DPI) - технология проверки сетевых пакетов по их содержимому с целью блокировки ресурсов, а также накопления статистических данных по действиям белорусских пользователей в сети.
На это же указывают подозрительно неадекватные действия двух профильных министерств и аппарата Правительства, посчитавших правильным замять по-тихому вскрывшиеся нарушения.
В частности, первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Вежновец И.В. проинформировал пользователя «Белтелекома», чьи права были нарушены государственным монополистом, о том, что имевшие место нарушения компания устранила.
На этом, собственно, и всё. Никаких тебе требований, предписаний, предостережений, предупреждений или иных решений по факту многомесячных нарушений РУП «Белтелеком», которые в масштабах страны потенциально могли затронуть несколько миллионов абонентов, регулятором в лице руководства МАРТ принято не было. Хотя нарушения закона имели место.
Обращение в Министерство связи и информатизации по поводу наплевательского отношения аппарата управления подведомственного РУП «Белтелеком» аналогично не принесло никаких результатов. Первый заместитель министра связи и информатизации Павел Ткач умудрился не узреть поводов для реагирования, очевидно, сочтя такое отношение к пользователям нормой.
Предсказуемо, принимая во внимание, что Ткач П.Н. начинал свою карьеру в «Белтелекоме».
Обжалование чересчур неадекватной реакции на имевшую место ситуацию со стороны двух государственных регуляторов и нарушения требований о защите персональных данных из-за многолетней бреши в работе и защите сайта Министерства связи и информатизации в аппарат Правительства не повлекло никакого реагирования, ибо обращение с указанием о результатах информировать Совет Министров просто спихнули на низовой уровень в МАРТ и Минсвязи.
Откуда пришли отписки за подписями всё тех же первых заместителей министров Вежновца и Ткача. И неудивительно, ведь оба сами в прошлом долго работали в аппарате Правительства.
Ибо генеральная линия: не может в социально ориентированной экономике госмонополист нарушить закон, залезая в карман населения, а профильное министерство, ответственное за цифровизацию всего государства, иметь бреши в защите собственной ИТ-инфраструктуры.
28 апреля постановлением за подписью премьер-министра «Белтелекому» присуждена премия Правительства РБ за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента.
И менеджмент вот такого качества в Беларуси на всех этажах и коридорах госуправления.
«Белтелеком» снова крупно обворовывает абонентов