Оригинал взят у
smitrichв
"ПРЫЖОК НААССОНА". Моя колонка нигдеЯ очень хорошо помню, как двадцать лет назад советский народ сравнивали с евреями, вышедшими из плена египетского. Типа теперь нам предстоит лет сорок погулять по пустыне, народить новое поколение, не знавшее рабства, и тогда у нас что-то получиться. Потом этим сравнением много спекулировали, затем его просто забыли - а вот после вчерашнего митинга на Чистых прудах пора, пожалуй, вспомнить и немного развить.
Что там вообще было с евреями сразу после бегства? Популярная версия уже давно имеет мало общего с Библией и звучит очень легкомысленно: подходят евреи к берегу Чермного моря, молятся и - хопа! - воды сами расступаются и все бегут на тот берег вслед за Моисеем, ура-ура!
На самом деле, все было немного драматичней. Евреи уперлись в берег моря, которое и не думало их никуда пропускать. Сыны Израилевы долго сидели на берегу и сильно приуныли. Было понятно, что фараон их эмиграции не обрадовался и уже выслал карательный отряд. Вот уже слышен топот копыт и с каждой минутой все ближе. Люди всегда были всего лишь людьми, поэтому они начали наезжать на Моисея и даже роптать на Бога: мол, на кой ты вообще выдернул нас из Египта, мы же говорили тебе, что добром это не кончится, лучше бы оставались живыми рабами, чем свободными трупами.
Далее, как известно, Моисей по слову Божию простер жезл свой в сторону моря, воды расступились, народ побежал. Вот только есть одна существенная деталь: сначала народ побежал и лишь потом воды расступились, а вовсе не наоборот. И даже не весь народ побежал, а один конкретный человек - благочестивый муж Наассон, глава колена Иегуды. Он совершил неимоверное усилие веры и первым шагнул в морские воды. Под его пятой море расступилось и только тогда легкомысленный народ устремился по дну морскому аки по суху.
Словосочетание «прыжок Наассона» с тех пор стало нарицительным не только в библейской, но и в культурной традиции. Оно означает смелое усилие веры и воли, качественно меняющую ситуацию и открывающее новые перспективы.
На этом библейские параллели заканчиваются и начинается геометрия политическая.
Я ходил вчера на митинг у Грибоедова. И я рад, что туда пришло столько людей - молодых и адекватных. Но еще более я был бы рад, если бы этот митинг не состоялся. Если бы вообще не произошло причины, по которой он случился.
Были в Москве фальсификации или не были, чудовищные они были или «не в промышленных масштабах» - для большинства пришедших вчера на митинг это было уже не важно. Потому что когда они кричали «ЕдРо - в ведро!», они имели в виду не только 4 декабря, а все предшествующие ему месяцы и годы. В фальсификации можно верить или не верить, но вот то, что игра на предвыборном поле была шулерской, очевидно для всех. Стоит ли удивляться, что теперь руки сами тянутся к канделябру.
Сколько бы набрала «Единая Россия», если бы к выборам были допущены все партии и движения, имеющие политический потенциал? Сколько бы набрала «Единая Россия» без контроля над ТВ, без открепительных талонов, без голосующих строем военных, без кавказского электорального гостеприимства, без всех тех нарушений, которые были незамечены избиркомами и судами? Сколько бы набрала «Единая Россия» в режиме реальной критики, в условиях честной политической борьбы, при наличии кандидата «против всех»?
Вы будете смеяться, но не исключено, что при таком раскладе «Единая Россия» набрала бы… все те же 50 процентов. Потому что ее моисеи включили бы мозги, обновили бы партийный состав, выдвинули бы в президенты другого кандидата и вообще - вели бы себя в условиях конкуренции достойнее и благоразумнее. И это были бы честные 50 процентов, которые не выгнали бы на площадь столько людей.
Но для того, чтобы честно выиграть, надо быть готовым честно проиграть. А для того, чтобы честно проиграть политическую борьбу за страну, нужно доверять своей стране и быть уверенным, что она и без тебя справится. И вот тут мы упираемся в корень того политического зла, которое стремительно поедает Россию. Действующая политическая власть просто не верит в свой народ - вот и все. Она искренне считает, что сегодняшняя Россия - это детский сад, а они - воспитатели. Стоит только им уйти - тут же прибегут политические педофилы и всех изнасилуют.
Можно спорить, так это или не так, но не приходится сомневаться в главном: отсутствие у власти веры в свой народ разрушительно и для страны, и для власти. Если лидеры не доверяют тем, кого ведут за собой, очень скоро они остаются одни. Народ моментально чувствует измену и дальнейший отзыв мандата на легитимность - вопрос ближайшего времени. Именно поэтому все демократические режимы столь устойчивы, а авторитарные - хрупки. При демократической системе правления кризис действующей власти не является кризисом системы. Народу всегда есть на кого переложить свое доверие. При авторитаризме - будь он по-сталински сильным или по-путински слабым - недоверие народа смертельно для всего государства. И главная историческая проблема последних двадцати лет новейшей истории России - это проблема проигрыша. Никто не хочет честно проиграть. Все боятся педофилов.
Вот только так уж устроен мир, что пророк - не пророк, если не доверяет своему Богу, а вождь - не вождь, если не доверяет своему народу. И для любого авторитарного политического лидера уход из власти - это всегда прыжок Наассона. А вдруг тот, кому я проиграл, погубит народ? А вдруг тот, кому я проиграл, погубит меня?
Вот только альтернативы нет. Потому что авторитаризм - это всегда ловушка. Ее механизм основан на том неумолимом факте, что рано или поздно ты все равно проиграешь. И если сегодня у тебя еще есть возможность проиграть другу своего государства, то завтра ты сможешь проиграть только врагу.
Сегодня еще пока сегодня. Но уже очень скоро настанет завтра.
Вот такие у меня мысли по этому поводу спустя двадцать лет после вчера.
+
Возможности для
благодарственных платежей:
ЯндексДеньги: 41001798223563
Webmoney: R105682585907
Paypal и Moneybookers: dvmitrich@yandex.ru