Читаем вместе, просто о сложном: неудовлетворенность как главная печаль сансары

Oct 24, 2014 12:49

Продолжаем обсуждать книгу Тулку Ургьена Ринпоче: Нарисованное Радугой

Вкратце о проекте "читаем вместе" - есть ряд очень хороших книжек, в которых есть очень хорошие советы для простых людей. Проблема в том, что многим таким людям, читающим в частности наш блог, по понятным причинам чуждо "все буддийское" и, вместо того, чтобы реагировать на истинный смысл написанного, многие из нас "залипают" на незнакомой лексике вроде "ваджры" " какие-то колесницы" и делают поспешный вывод: "это, мол, не для нас". И к таким текстам никогда не возвращаются. Потому мы пытаемся делать определенную выжимку с нашими комментариями, выделяя самые важные моменты.

Прежде чем мы начнем обсуждать три совета практикующим Дхарму (глава "три ваджры"), нужно кое-что объяснить.

Эти три ваджры были даны Атишей и о них Тулку Ургьен Ринпоче говорит почти в самом начале своей книги.

Ати́ша Дипанка́ра Шриджня́на -выдающийся индийский буддийский мыслитель и проповедник, восстанавливавший буддизм в Тибете, основатель школы Кадам тибетского буддизма.


"Долгое-долгое бесконечно долгое время мы скитаемся по сансаре (...) циклу этому как будто нет конца. Будда так и сказал: "Существование в сансаре похоже на бесконечный океан печали" - предваряя наставления Атиши говорит Тулку Ургьен Ринпоче.

Меня, например, смутил тут же вот сходу этот момент: как объяснить людям суть "печали", в которой проходит вся наша жизнь? Ведь именно для того, чтобы избавиться от этой печали - даны советы в книге. Ведь если выйти на улицу - то там все большей частью нормально, все даже скорее спокойно-счастливы, чем наоборот...ну, может, озабочены чем-то. Но какая тут печаль?  Каждый обычный человек применительно к себе скажет: "да глупости! не надо меня в лузеры сразу записывать! у меня все хорошо и не парьте мне мозги". И отложит книжку:)

Потому, на самом деле можно было бы использовать слово "неудовлетворенность". Тут уже совсем другая картина рисуется. Насколько каждый из нас действительно удовлетворен происходящим? А? :) ну вот так чтоб полностью? Что бы всё во власти и не во власти, искренне и без компромиссов, то есть без двойственности устраивало. Так, как есть. Устраивало. Без компромиссов, повторяю. Без "сейчас хорошо потому что просто со мной лучше и не будет, оно может быть лучше в принципе, но не со мной, потому - ладно, я счасnлив и с этим". Это наверное невозможно для простого человека. Читаем дальше.

"... если мы признаём этот факт и верим в него, если мы действительно желаем освободиться от страдания (чит "неудовлетворённости"), кто может освободить нас? Вряд ли это по силам президенту нашей страны; вряд ли это смогут сделать наши отец и мать, друзья или слуги; вряд ли в этом помогут наша слава или наше богатство - ни то, ни другое, ни третье не сможет спасти нас от самообмана сансарного существования. Только духовная одиссея, предпринятая лично нами, может привести нас к спасению. Как только мы поймём это, нам уже не стоит отклоняться или сходить с этой тропы".

Самообман сансарного существования - звучит архаично и снова немного будто и не про нас.
Мне кажется, лучше воспользоваться терминологией современности и осознать что наша жизнь, проходит в своеобразной "маnрице" - это наши автоматизмы, это бег белки в колесе, автоматические реакции в повседневной жизни, когда мы действуем по определенным сценариям и, к сожалению, не можем из них выйти, когда это нужно нам и нашим близким. Это касается и работы, и общей "успешности" и, конечно, состоянием психики со всеми неудобными страшными моментами, в которых вы никогда в жизни никому не признаетесь.

"Простое человеческое счастье" - на самом деле верхушка огромной глыбы, такого вот айсберга, собранного из родительских кодировок, из собственной невнимательности, из необоснованной самонадеянности, из ожиданий, надежд и неких символов, которые кажутся нам значительными. Эта счастливая с виду верхушка очень тонкая, хрупкая - и все то, что непроявленное, кое-как утрамбованное сидит там внизу - в любой момент может вылезти. Потому нас, даже когда нам хорошо, так пугает иногда будущее с его неопределенностью. Ведь в неопределенности нам всегда мерещится конец нашего "простого человеческого счастья", которое есть вот прямо сегодня, а значит - это счастье на самом деле зыбко и является, не обижайтесь только - в какой-то степени миражом.

Кончено, можно жить в этих миражах всю жизнь -чем все мы, наши друзья и родители занимаются. И ничего:)
Но если отвечать на вопрос - зачем эти поиски, зачем еще какая-то "духовная практика" и эти странные старые тибетцы с их книжками  - то ответ очевиден. Вряд ли у нас есть в окружении много людей, о которых можно сказать что они совершенно, искренне, на 100% счастливы.  И это не "выстраданное" не "трудное" счастье, которое понятное и неосязаемое как небо:)

Потому дальше уже поговорим предметно о тех трёх ваджрах, то есть советах практикующим от Атиши.

Предыдущий выпуск: "Коварная мягкая нега"

дзогчен, работа с умом

Previous post Next post
Up