В последнее время всерьез подумываю над тем, чтобы немного почистить ленту сообществ и пользователей, которые у меня помечены в профиле. Ну, пользователи еще ладно, а вот кое-какие сообщества наверное надо покинуть. В частности, такое стойкое ощущение возникает всякий раз, когда натыкаюсь на записи в сообществе
beloe_dvijenieКакую запись ни возьми - едва ли не в каждой: халиб-литеры, реализаторы71 и прочие красноперые. Даже если комментируемая запись нейтральна и представляет собой сухую биографическую справку о той или иной персоналии Белого движения, «товарисчи» тут как тут. На гора выдаются цитаты в духе раннего советского агитпропа о «страшном-страшном белом терроре», а сами персоналии едва ли не все как один у них «наймиты мировой буржуазии», мешающие большевиками «строить справедливое общество» (вариация: собирать Ымперию, которую похерили на корню «февралисты-масоны»).
И вот, в очередной раз бегло просматривая унылые вбросы в этом сообществе в исполнении какого-нибудь красноперого, с надерганными из контекста цитатами из мемуаров белоэмигрантов (в лучшем случае! В худшем - из советского агитпропа) о лютом «белом терроре», решил в очередной раз обратиться к примеру Камбоджи. Азиатской страны, которая в середине ХХ в. повторила в основе своей все этапы, присущие ранней советской истории.
Как и у нас, завоевание красными власти в Камбодже стало возможным только после длительной гражданской войны. И если аналогом большевиков в конфликте выступали «красные кхмеры», то аналогом «белых» - центральное правительство и его вооруженные силы. Особенно четкие аналогии напрашиваются, если рассматривать период 1970-1975 гг., когда у власти находились военные во главе с генералом Лон Нолом.
Особенно явно это видно при изучении фото и видео материалов.
Click to view
Click to view
Если посмотреть сохранившуюся кинохронику периода Кхмерской республики (первое видео), с одной стороны, и кадры, где запечатлены «красные кхмеры» (второе видео) - пафосная фраза о противостоянии «двух разных миров» обретает подлинный смысл. С одной стороны - попытка восстановить в стране правопорядок (пусть даже и опираясь на американскую военную помощь), и хотя бы декларативная приверженность цивилизованным правовым институтам (в условиях военной диктатуры Лон Нола функционировали и суды, и прокуратура - и были все атрибуты присущие нормальному государству. Кроме того, утвердившись путем государственного переворота - лонноловцы не порывали с прежней историей и традицией государства. Провозглашенная ими республика сохраняла свое правопреемство с прежними государственными формами). С другой стороны - революционное безумие, пробуждение и культивирование низменных страстей и инстинктов, помноженное на социальные эксперименты и отрицание существующей государственности. Никаких судов, законов и прочих «буржуазных» институтов у полпотовцев не было. Все решала «революционная целесообразность».
Даже чисто эстетически, внешне «красные кхмеры» (на фото вверху) проигрывают военнослужащим лонноловской армии (на фото внизу).
Точно также, как наш ставший каноническим образ «красных» проигрывает внешне такому же каноническому образу «белых».
И вот, излишне говорить, что в условиях ведущейся войны в Камбодже жестокость проявляли не только коммунисты, но и солдаты республиканской армии. Были с их стороны и расстрелы пленных, и пытки. В отдельных случаях расправы и вовсе носили садистский характер. А отдельные вояки наверняка промышляли и уголовщиной.
Однако все это - эксцессы, которые НЕИЗБЕЖНО присущи любой гражданской войне. Ни в коей мере не обоснованные идеологией и законами. И, разумеется, они и близко не могут быть поставлены в один ряд с устроенным красными кхмерами социоцидом. Об этом красноречиво говорят сами цифры:
Всего за три с половиной года правления "красных кхмеров" население страны уменьшилось в результате террора и голода, по разным оценкам, на 1,7-3 млн. человек, то есть примерно на 20-40%.
(При этом сюда не вошли жертвы террора в т.н. «освобожденных районах» - провинциях, где коммунисты захватили власть еще до окончания боевых действий)
Для сравнения: суммарные потери обеих сторон во время Гражданской войны в Камбодже 1967-1975 гг. составили около 500-600 тыс. человек (из них большая часть - погибшие в результате боевых действий), а всё население Камбоджи в 1970 г. насчитывало около 7 млн. человек.
Не случайно поэтому никому, даже советским пропагандистам и публицистам, в конце 70-х получившим «добро» на освещение преступлений полпотовцев, и в голову не приходило писать что-то в стиле «лонноловский террор был более массовым», «республиканцы делали то же самое» - короче, все то, что нынешние советские подголоски пытаются рассказывать о «белом терроре» (термин, которым кудесники советского агитпропа окрестили ВСЮ совокупность эксцессов, совершенных армиями антибольшевистских правительств). Наоборот, описывая ужасы правления «красных кхмеров», авторы книг и брошюр, выпущенных в начале 80-х гг. проявляли редчайшую объективность, и признавали, что в сравнении с геноцидом, устроенным «красными кхмерами» никакие «преступления кхмерской военщины» (реальные или мнимые) сравниться не могут.
А поскольку полпотовщина - суть зеркало того, что представлял собой российский большевистский эксперимент в самом начале - все те слова осуждения, что говорились о ней, в т.ч. и советскими авторами, равно как и выводы относительно несопоставимости масштабов жестокости - применимы в полной мере и к советскому коммунизму на заре его становления.