Продолжу цитировать книгу Т.К. Чугунова "
Деревня на Голгофе: летопись коммунистической эпохи от 1917 до 1967". Давно намеревался ее прочитать, да все не добирался никак. И вот сейчас, когда работа наконец закипела (стучу по дереву), этот источник пришелся очень кстати.
Человек написал историю отдельно взятого села в центральной России. Написал, не ограничившись одной лишь коллективизацией. В первых разделах, например, им рассказано на нескольких страницах о том, как трудно жилось при крепостном праве. Но что немаловажно: после его отмены жизнь быстро наладилась. Конечно, звезд с неба не хватали, но все-таки были обеспечены всем необходимым, да еще и доход получали.
Все пошло наперекосяк после революций 1917 г. (эти главы очень интересны - показывают, что "рабоче-крестьянская власть" для сельчан была враждебной и чуждой. Ради объективности надо также заметить, что и о эксцессах белых в книге тоже рассказано. Однако на фоне предыдущего и последующего зла эти эксцессы, при всей своей жестокости, как-то бледнеют). НЭП выправил положение, и казалось, все начало возвращаться на круги своя, однако грянул 1928 г. с кризисом хлебозаготовок, началось новое наступление на крестьянство, приведшее к его закабалению и рабству.
Не случайно, описанию "привольной жизни" в колхозе уделено больше всего внимания.
В целом, знакомясь с данной работой, впервые поймал себя на мысли, что здесь мне практически нечего комментировать - и в дальнейшем я буду стараться ограничиваться только цитированием. В самом деле, комментарии излишни, поскольку автором все уже и так сказано. Что же касается цитируемого фрагмента, то он являет собой прекрасную иллюстрацию того, как "эффективные управленцы" 30-х относились к людям: животные (особенно свиньи) на колхозных фермах жили во сто крат лучше, чем те, кто там работал. Т.е., в Совдепии скотина ценилась выше, нежели человек.
__
Скотоморы и людоморы
Колхозный скот кормили на фермах сносно. Помещения для него построены тоже недурные: конюшни и хлева - солидные, утеплены, соломы для скота настлано много. А во дворах колхозников грязно, и ветер через плетни свищет: соломы нет...
Помещения для молодняка на колхозных скотоводческих фермах зимою даже отапливаются: колхозным телятам и поросятам тепло. А дети колхозников в своих хатах зимой мерзнут: дров нет...
Теперь, когда колхоз Болотное владеет кирпичным заводом, председатель планирует построить новый свинарник, кирпичный. Но за целое десятилетие колхозной жизни в селе не построено ни одной новой избы... Никто даже не смог отремонтировать свою старую хату: леса купить не на что, привезти не на чем. Многие хаты сгнили и разваливаются. Соломенные крыши прогнили и протекают: начальство даже соломы для ремонта крыш колхозникам не отпускает...
Когда заболевает скот на колхозной ферме, то к нему немедленно привозят ветеринара. Но когда в селе не было больницы, к заболевшему колхознику врача никогда не привозили. И колхозной лошади не давали, чтобы родные могли отвезти больного в лечебницу. Останется больной жив - пусть продолжает тянуть колхозную лямку, а умрет - черт с ним: работа его будет взвалена на других, безо всякого ущерба для колхозного бюджета... Сочувствия к людям никакого нет, а ответственности за человеческую жизнь начальство ни перед кем не несет.
За гибель скота на ферме колхозных работников отдавали под суд и строго наказывали: «за халатность», «за вредительство», как «врагов народа», - в лагери ссылали.
Но за смерть колхозников от голода, холода, истощения,- а по словам местных врачей, именно от этих причин, главным образом, заболевают и умирают колхозники, - ни у кого из начальников-людоморов даже волос с головы не упал: ни в колхозе, ни в районе, ни области, ни во всем советском государстве ...
Скотоморы - это «псы-вредители», «враги народа», а людоморы - это... «друзья народа» ...
Такой оригинальный подход к людям и скоту вдохновлялся лич¬ным примером «отца народов» и директивами вождя коммунисти¬ческого государства.
Когда руководители днепропетровских колхозов доложили Сталину, что они провели электричество в колхозные свинарники, и что колхозные свиньи чувствуют себя под «лампочкой Ильича» великолепно, - то он очень похвалил их за это. Но спросить сельских начальников о жизни и самочувствии колхозников «родной отец» ... забыл... А потом, когда журналисты посетили эти прославленные колхозы, то оказалось, что электричество проведено там только на свинофермы, но в хаты колхозников оно не проведено... Такой при¬мер «сталинской заботы о человеке» вызывает подражание у всех других советских начальников ...
Директивы вождя действовали в том же плане. Подводя итоги коллективизации, вождь большевистского государства с неудовольствием отметил, что в этот период в Советском Союзе погибло очень много скота. Но о гибели многих миллионов колхозников от голода он дипломатично умолчал ... Иначе какое же впечатление мог бы про¬извести этот доклад: ведь голодня смерть миллионов людей не вяжется с декламацией о «счастливой, зажиточной колхозной жизни». Если при «добровольной коллективизации» миллионы людей сосланы на каторгу и миллионы уморены голодом, то какое же историческое прозвище надлежало бы дать вождю «колхозной революции»: Отец Народов» - или Генеральный Соловей-Разбойник? ..
В своем докладе на партийном съезде в 1934 году вождь партии дал большевикам строжайшую директиву: во что бы то ни стало увеличить поголовье колхозного скота, ибо животноводство стало главной политической проблемой советского государства. В последующие годы деревенские коммунисты, сами роскошествуя, приложили все усилия к тому, чтобы колхозники «забыли вкус мяса» и, голодая, беспрерывно выращивали бы колхозные стада ...
На каждом собрании и в каждом отчете советские начальники стали хвалиться достижениями в этой области.
- Колхозное свиноводство в нашем районе находится на крутом подъеме, - говорили одни.
-Свинство в колхозах расцветает пышным цветом, - безграмотно, но поэтически, декламировали другие ...
Докладчики были правы. Колхозное стадо действительно увеличивалось, а колхозники вымирали... Свинство в колхозах расцветало пышным цветом, а человечность гибла ...
«Песнь торжествующей свиньи»
Эти парадоксы колхозной жизни закономерны. Это непосредственный результат большевистской «заботы о человеке».
Корыстная психология крыловской «героини под дубом» порождает людоморно-колхозную политику коммунистических «Соловьев- Разбойников ».
Колхозно-людоморная политика вызывает кладбищенские результаты в селе и сносное положение на скотоводческой ферме.
А на этом колхозно-кладбищенском фоне пышно расцветает свинство, неустанно раздается «песнь торжествующей свиньи» ... На колхозной ферме блаженно чавкают и хрюкают свиньи. В колхозном селе чавкает и хрюкает, пьянствует и похабничает орава новых, колхозных, господ Скотининых, справлющих нескончаемый «пир во время чумы» ...
Вымаривая голодом колхозников, не имеющих достаточно хлеба и забывших вкус мяса, пирующие господа Скотинины восклицают:
- Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса! .. (Хрущев).
Этот пир богов справляется в «социалистическом раю» повсеместно: «от Москвы до самых до окраин». Советским царям и князькам вольготно, весело живется в СССР .. .
Уморив голодом десятки миллионов людей и оправляя бесконечный пир во время чумы, цари-людоморы провозгласили любопытные идеи.
Голодным, вымирающим массам советская печать настойчиво рекомендовала и рекомендует:
- Презирайте смерть! ..
А для себя цари-людоморы провозгласили другие лозунги:
- Мы живем в век коммунизма! (Каганович).
- Жить стало лучше, жить стало веселей!.. (Сталин)
- Хочется жить и жить! (Киров)