Дневник исчезнувшего человека ч.2

Jan 12, 2011 23:47

http://d-v-sokolov.livejournal.com/251360.html - ч.1

Январь 1931 г.

Подчас никто не знает, что делается не только в одном городе, но даже на соседней улице: исчез человек, и нет его, куда девался - никто не знает. И родные не знают, или им под страшной угрозой запрещено говорить.*
___
*На рубеже 1920-30-х гг. прослеживается ужесточение репрессий. Прокатилась массовая волна арестов «буржуазных» специалистов и ученых (дела так называемого Союзного бюро меньшевиков, Промпартии, Трудовой крестьянской партии, Академии наук). Регулярно проводятся обыски и аресты «лишенцев» (бывших офицеров царской армии, дворян, священников, частных торговцев и других лиц,
лишенных избирательных прав). Так, в ночь на 8 октября 1930 г. в Москве арестовано 197 человек. А в ночь на 10 октября в трех районах столицы было взято под стражу еще 147 граждан. И это не предел. Более того, в сводке об итогах этой операции отмечено исклюльно невнимательное отношение со стороны лиц, производивших обыски и аресты, к порученной им работе, чем объясняется низкий процент арестов (ДА МБР, ф. 2, оп. 8, д. 106, л. 69). Только в декабре 1930 года оперативным отделом ОГПУ в Москве выписано 966 ордеров в на арест и обыск (там же, л. 24-50).

Январь 1931 г.

Холодно. Сегодня утром 15 градусов. Прямо Господь на нас прогневался. Получил приглашение на выборы членов в Моссовет. На завтра, 5-го по новому стилю, к 9 часам утра, в помещение Елоховского кинотеатра, бывший «Макс Линдер», а теперь - «III-го Интернационала». Для курьеза можно, пожалуй, и сходить, так как в сущности никаких выборов нет, а одна лишь комедия и обморочивание дураков.

Январь 1931 г.

Беседовал с Д., который имеет сведения с Донецкого бассейна. Он, между прочим, сообщил, что там
полная забастовка на всех рудниках. Вызвана она недостатком хлеба и других необходимых продуктов питания*.Этим и объясняется массовая отсылка рабочих всех категорий в Донецкий угольный бассейн с сохранением полного оклада здесь и уплатой жалованья там.
___
*По сообщению информационного отдела ОГПУ от 5 сентября 1930 года, в результате недостатков в снабжении Донбасса отмечены факты невыхода шахтеров на работу. На отдельных шахтах зафиксировано резкое, до 53 процентов, снижение производительности труда (Государственный архив Российской Федерации, ф. 374, оп. 27, д. 1961, л. 56-63).
В начале следующего года, согласно справке экономического управления ОГПУ, ситуация в каменноугольной промышленности Донбасса обострилась: наблюдалось общее падение дисциплины, отчасти в связи с безответственной работой технадзора, а также крайне напряженными условиями работы в шахтах (и в связи с их запущенностью).
В архивах госбезопасности хранится документ, в котором говорится:
«Явно ненормальные жилищно-бытовые условия во многом способствуют текучести рабочей силы. За последнее время этой текучести способствовало еще и введение новых норм и извращения, допущенные в связи с этим. В результате со стороны рабочих имеет место саботаж» (ЦА МБР, ф. 2, оп. 9, д. 117, л. 158-159).
Положение с рабочей силой было настолько серьезным, что по результатам опроса членов Политбюро от 6 февраля 1931 года принято решение позволить на лучших шахтах допуск на подземные работы женщин.(Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф. 17, оп. 3, д. 813, л. 18).

Неужели так богата наша страна? Здесь всюду идут полные грабежи, а в другом месте дают двойное жалованье. Конечно, эти махинации имеют исключительно ту цель, чтобы как можно скорее и больше обмануть и загнать туда, в Донецкий угольный бассейн, простаков-дураков. Иначе дело будет настолько испорчено, что едва ли удастся исправить.
Неблагополучно дело обстоит и на Апшеронском полуострове, на нефтяных скважинах: там тоже большая часть рабочих бастует, и все по той же причине. А ведь уголь и нефть - это то, без чего страна обойтись абсолютно не может.

Февраль 1931 г.

Опять, так же как и вчера, холодно. 15 градусов. Уже февраль, а холода, как в декабре. Страшный кризис топлива. Красно-банда сделала распоряжение отобрать все запасы угля в больших домах, отапливаемых углем, купленным, конечно, на средства живущих в доме. Где успели, там спустили воду, а где нет-иам, конечно, порвало все трубы. Население отапливается с помощью керосинок. Отсюда кризис в снабжении керосином, так как все бросились им запасаться.
И опять новые кары и высылки, теперь уже на почве запасов керосина. Так одно с другим и сцепляется. С получением дров тоже новость: так как на складах их нет, то все ордера на дрова аннулированы. С большим трудом кое-кому удается их получить только через так называемую топливную комиссию, которая сначала придет (через несколько дней) и посмотрит, действительно ли у вас нет дров, и тогда вам разрешат купить осьмушку, самое большее - полсажени*.
__
*Сажень - русская мера длины, равная 2,134 м.
А тут опять беда, да еще какая: так как подводы очень дорогие (лошадей всех поели), отвезти дрова за версту от склада стоит не менее десяти рублей, и это все равно, сколько ни погрузи: сажень или осьмушку. Из-за этого разыгрываются целые драмы. На складе говорят: приезжайте через неделю, мы вам еще дадим дров. Вот и езди к ним каждую неделю, и плати по десять рублей. Хаос! И так во всем, и всюду, и везде. Одним словом, делается ставка на полное обнищание и без того нищего народа. А ведь кто-то из экономистов сказал, что государство богато богатством своих подданных.

Март 1931 г.

Вчера из Орловской губернии Ливенского уезда получены жуткие, душераздирающие сведения о том,
как там свирепствует красно-банда. У всех и все отбирают, насильно сгоняют в так называемый колхоз.
Едят, как сообщают, один только хлеб. Также идут произвольные, ни на чем не основанные аресты наиболее зажиточных крестьян. Отовсюду, как передают, идет вопль; горе и слезы. Народ разут и раздет. Просто непонятно, как это можно проповедовать какой-то «рай» таким ужасным насилием. И так по всей стране, по всей необъятной России. Творится что-то жуткое, противоестественное. Убийства, грабежи имущества у населения, аресты, ссылки. Свирепствует страшный, небывалый в истории не только России, но и вообще где-либо террор. И во имя чего? Во имя какой-то иллюзорной, химерической свободы, к которой сгоняют страшным насилием, сопряженным с убийствами и разорением, всех включительно. Что это такое? Кто сможет на это дать разумный ответ?
По всей России идет бешеная ломка железных оград, главным образом, на кладбищах, а также и крестов, чугунных церковных дверей и вообще всего металлического, так как чугунолитейные и металлопромышленные заводы или стоят, или еле влачат жалкое существование. О них, кстати сказать, шумят лишь одной лживой макулатуре*.
__
На первой Всесоюзной конференции по борьбе с потерями в народном хозяйстве, созванной при Госплане СССР в июне 1930 г., выяснилось, что промышленность ежегодно теряет не менее миллиона тонн металла из-за неэффективных методов его обработки, конструктивных недостатков машин и т. д. После конференции развернулась борьба за экономное использование сырья, материалов и топлива. По всей стране выявлялись неиспользованные запасы черных и цветных металлов, собирался металлолом (см.: С. Кульчицкий. Внутренние ресурсы социалистической индустриализации СССР. Киев, 1979, с. 95-96). Как видим, в дело шло все: и ограды, и кресты, и двери храмов. А после того, как в августе 1930 года был запрещен колокольный звон, переплавлялись и колокола.

(Продолжение следует)

судьбы, сталинизм, голод, коллективизация, православие, политические репрессии

Previous post Next post
Up