Пока свежи впечатления…(«Адмиралъ»: 3 и 4 серии)

Oct 23, 2009 09:07


Пока свежи впечатления, спешу зафиксировать их.

3-я серия. "Переворот". Ждал ее с особенным трепетом. Во-первых, потому, что действие ее разворачивается в моем родном городе. Во-вторых, потому, что исторические события, затронутые в ней, в значительной мере представляют для меня интерес.

Итак, начну с общих впечатлений. Визуальный ряд радует глаз. Все сделано очень грамотно: город в кино выглядит так, как примерно он выглядел в начале 20 в. Нет тебе ни современных построек в кадре, ни современных кораблей с катерами. Впечатление такое, что действительно город и сейчас такой. Надо просто жить здесь, чтобы понять, какую кропотливую работу проделали операторы с режиссерами, чтобы создать у зрителя подобное впечатление.

Несказанно порадовало обилие не вошедших в фильм эпизодов. Если в двух предыдущих сериях кадров и сцен, вошедших в киноверсию, было достаточно много (примерно процентов 70-80 от общего содержания), то в третьей серии картина совершенно иная. От киноверсии здесь едва ли 20%, остальные 80% - эпизоды, не вошедшие в фильм. Благодаря им история А.В.Колчака, рассказанная в фильме, предстает в совсем ином свете. Если в киноверсии взаимоотношения Адмирала с А.В.Тимиревой представлены как романтическая история любви на фоне войны и Смуты, причем, все остальные персонажи выступают скорее в роли статистов, то в многосерийном варианте, наряду с романтическим флером, в значительной мере присутствует и семейная драма. Вследствие этого, здесь более выпукло выведен образ супруги Колчака, Софьи, ей невольно начинаешь сопереживать.

Отдельно нужно сказать о не вошедших в фильм сценах деятельности А.В.Колчака в роли командующего ЧФ, а также эпизодов, иллюстрирующих начало анархии среди моряков-черноморцев. Здесь, на мой взгляд, блестяще передана сцена в кубрике, где черноморцы слушают агитатора с Балтики, призывающего к «экспроприации экспроприаторов». Именно так здесь все начиналось.

Весьма выразительна сцена с митингом моряков на Графской пристани. Одна из наиболее выразительных во всей серии. Просто удивительно, почему ее не включили в фильм. Все это было - и то, что Адмирала восторженно несли на руках, и то, что командующий, пытаясь обуздать разгул революционной стихии, прилагал для этого все усилия, в том числе и выступал перед матросами на митингах, пытался наладить контакт с вменяемыми революционными деятелями типа Плеханова - все ради того, чтобы сохранить боеспособность флота и не допустить превращения его в Кронштадт №2.

4-я серия, «Тьма», является органичным продолжением 3-й. Правда, семейные взаимоотношения Адмирала здесь оттеснены на второй план. Значительное внимание уделено отображению процесса разложения на флоте: разоружению офицеров, анархии. Замечаний к создателям фильма здесь не имею никаких, даже больше скажу - они проявили милосердие по отношению к своему потенциальному зрителю, преподнеся материал именно в таком, весьма щадящем и причесанном виде. Реальность была значительно жестче. Чтобы убедится в этом, достаточно обратиться к воспоминаниям современников: Н.Кришевского http://www.dk1868.ru/history/KRIM.htm; В.Лидзаря (в электронном виде нигде не замечены, обширные фрагменты из них приведены в книге О.Г.Гончаренко «Закат и гибель Белого флота». Позднее выложу здесь полный их текст), а также к работам современных исследователей: А.Г. и В.Г. Зарубиных http://d-v-sokolov.livejournal.com/10244.html, А.Чикина.

Наконец, можно обратиться к одной из моих последних статей, написанной как раз об этих страшных событиях, при активном содействии В.Г.Зарубина и С.В.Волкова. http://www.rusk.ru/st.php?idar=114512

Однако вернемся к «Адмиралу». С большим интересом посмотрел эпизоды, посвященные нахождению А.В. в Петрограде. Весьма удивила сцена встречи Колчака с Л.Г.Корниловым (надо будет посмотреть по источникам, вроде не встречал информации, что они когда-то встречались). Актер, играющий Л.Г., похож на своего прототипа (хотя, конечно, в кинематографе были и более похожие типажи - например, в многосерийном фильме «операция Синдикат» о поимке Б.Савинкова), также как похожа и исполнительница роли М.Бочкаревой. Сцена беседы А.В. с Керенским несколько отличается от киношной. В киношном варианте Керенский бросает Колчаку, что о его семье позаботятся союзники; здесь А.В. сам просит об этом американцев.

Более развернуто поданы события в Севастополе: сцена матросского самосуда (могу ошибаться, но, судя по скалистому берегу, снималась она на мысе Херсонес, где спустя 20 с небольшим лет гитлеровцы пленили остатки советских войск, брошенных на произвол судьбы своим командованием) - имеет больший хронометраж, чем та, что была показана в фильме. Несколько измена последовательность эпизодов: в кино эпизод, где моряки стреляют в бегущего от них офицера, демонстрируется после сцены утопления.

Есть некоторые претензии к хронологии. В фильме самосуды датированы ноябрем 1917 г., а между тем, первые убийства в Севастополе (откуда террор распространился на другие города) произошли в декабре.

В целом, это не слишком противоречит истине. Повторимся, основная картина событий авторами подана верно.

фильмы, Белое движение

Previous post Next post
Up