По многочисленным частным просьбам, буду эпизодически выкладывать некоторые места из дневников Е.Гопштейна, о которых писал
ранее.
Дневниковые записи Ефима Евсеевича - бесценный источник не только о Холокосте в Крыму, но в большей степени - о довоенной повседневности, а также о начальном периоде войны с нацистской Германией. Автор, будучи человеком наблюдательным, склонным анализировать, и достаточно смелым - чтобы записать эти мысли (за записи периода "ежовщины", да и позднее - если бы их нашли - автору мог бы и расстрел грозить), запечатлел в итоге тучную песенную советскую повседневность накануне Второй мировой войны, да и позднее. Сталинистам и любителям "советского большого стиля" такое читать явно будет тяжело. Ибо ломает шаблон. Это не красивые картинки жизни в столице, которые воспроизводит современный кинематограф (Любовь Советского Союза, да и недавнее переосмысление "Мастера и Маргариты". Несмотря на то, что оба фильма - полярны и противоположны по своему посылу - общее в них - сосредоточенность на пафосных визуальных образах). А в дневниках Е.Гопштейна довоенный Симферополь предстает городом, где со времен Гражданской войны многое не отлажено. Коммунальная инфраструктура - ветхая. То, что делается - оно такое...много пафоса в пропаганде, но реально - слабенькая отдача. Город, где воняет нечистотами из-за неисправной канализации. Город, где постоянно происходят аварии и ДТП. Город, где перманентный дефицит товаров первой необходимости (как и во всем Союзе). Жизнь лучше не становится даже спустя годы. Она перманентно такая: дефицит, неустроенность, мелочность. И все это - на фоне трескучей пропаганды в сочетании с практиками террора.
За кулисами монолитного образа сталинской мощи, интернационализма, братства и дружбы народов - царят совсем иные настроения. Люди в публичном поле воспроизводят нужные ритуалы и фразеологию, а приходя домой - высказывают совсем иные мысли.
Все это Е.Гопштейн скурупулезно записывает, сам размышляет на тему нессответствия лозунгов и реальности. Это дневник человека, живущего во внутренней эмиграции. Для которого отдушина - посидеть в библиотеке и поработать с источниками периода революции и Гражданской войны, да в целом поработать. Погрузиться немного в иной мир.
И этот человек - выжил в время Холокоста. Оставив свидетельства и о нем.
Возвращаясь к вопросу про сталинскую довоенную повседневность.
Вот примечательная запись (от 18 января 1938 г.):
"В последние месяцы в Симферополе систематически проделывается такой трюк: в выходные дни все густо населенные районы города, то-есть все окраины, совершенно выключаются из освещения. Празднично настроенная публика, - преимущественно, конечно, молодежь,-лишенная возможности провести этот вечер дома, устремляется в кино, театр. Таким образом, при помощи этого нехитрого приема поддерживается заполненность зрелищных предприятий города. В будние дни такая-же политика проводится по отдельным районам".
Вот он, лайфхак по сбору полных залов в кино и в театрах. Хотя, думается, и без отключений света - в кино и в театр что при Сталине, что после него в СССР охотно шли. Даже на откровенно унылые пропагандистские фильмы. Хоть какое-то развлечение на фоне унылого быта. Сужу даже по временам позднейшим. В кино люди шли - ибо по ТВ максимум 1 фильм показывали, он был нередко неинтересным. А даже если фильмов было больше, то все равно что-то приключенческое или просто интересное больше вероятность была посмотреть именно в кинотеатре. Собственно, работая с местной прессой поздних советских лет - я отметил этот момент. Смотришь телепрограмму - и там по сути нечего смотреть. А вот в расписании кинотеатров - можно увидеть и какой-нибудь иностранный фильм, и что-то приключенческое отечественное. Причем, теоретически можно дважды в кино сходить в разных частях города. Днем - на один интересный фильм, вечером - на другой.
С театрами тоже все понятно.
Но в условиях сталинской повседневности - роль кино и театра возрастала сама по себе в силу отсутствия ТВ. А увидеть хоть на экране, хоть на сцене какую-то иную жизнь - было интересно и необходимо. Альтернатива - либо какие-то посиделки, либо решение бытовых вопросов, либо чтение (а за интересной литературой, да и вообще за книгами - в СССР до самой "перестройки" еще надо было побегать).