Предыдущие посты по теме:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8.
Дневник ялтинца Н.Дешкина, запечатлевший практически день за днем повседневность Ялты и окрестностей периода оккупации войсками нацистской Германии и ее союзников, дочитан до десятых чисел февраля 1943 г.
Общая канва событий: в январе 1943 г. потерпела у берегов Ялты крушение немецкая баржа с продовольствием для нужд вермахта. Немцы спасли все, что можно было спасти. Но многое оказалось подмоченным. И это многое - не дали местным жителям, а предпочли выбросить. А там был рис и другие продукты, которые можно было даже подмоченными употребить в пищу. Но баржа перевозила не только рис и крупы. Были и консервы с тушенкой и смальцем. В итоге местные жители начинают бродить по берегу и усиленно собирать выбрасываемые морем консервные банки. Часть собранного потом оказывается на рынке. С этим активно борется немецкая жандармерия. Изъятое приносят в управу, где требуют составить опись и произвести оценку. Автору, которому выпадает выполнить сие поручение - суждено столкнуться с явной угрозой для жизни - т.к. в его подсчетах что-то не сошлось. Ситуацию удается урегулировать. Но по итогам всего этого - банки продолжают вылавливать. Тайно менять на выловленное остатки личных вещей. Т.к. это мясо, которого многие и не видели уже много месяцев. А рыба так не насыщает. Да и с рыбой - в силу ограничений - не все хорошо. Настолько, что в какие-то периоды жизни города при немцах - сметают с прилавков и лежалую камсу.
Все это происходит на фоне возросшей военной активности: перемещаются колонны техники, войск. Советская авиация эпизодически продолжает совершать налеты. На улицах Ялты появляются воззвания, адресованные партизанам (так автор узнает, что партизаны, об активности которых после падения Севастополя практически исчезают упоминания - в Крыму еще есть). В некоторых воззваниях есть ссылки на какие-то приказы советского командования партизанам (из чего автор делает вывод, что у партизан как минимум есть связь с советским командованием через линию фронта). Партизанам обещают в случае сдачи гуманное отношение, и статус военнопленных. Однако желающих проверить искренность этих воззваний со стороны партизан не наблюдается.
В конце января-феврале 1943 г. все более начинают циркулировать слухи о переломе в войне: что немцев под Сталинградом не просто остановили. но устроили им настоящую катастрофу. Слухи о том, что война будет Рейхом проиграна - подпитываются и частными репликами отдельных немцев. Которые произнесены в доверительной атмосфере. И даже без явного умысла.
Так, слух о скором уходе оккупантов рождается...всего лишь из фразы, брошенной германским солдатом своей любовнице из числа местных жительниц: мол, видимо, нам придется скоро уйти. Любовница взяла да поделилась с кем-то этой новостью. А далее заработал испорченный телефон.
Однако на фоне информации о поражениях вермахта на Востоке - местные коллаборационисты из числа ярых германофилов - начинают...переобуваться.
В дневнике описаны такие примеры. Как тот, кто еще вчера прямо нездорово так расхваливал и Германию, и фюрера, и вермахт, и в целом германский этнос - услышав о том, что под Сталинградом перелом - и что на других участках фронта немцев теснят - вначале начинает избегать резких выражений в оценке сталинского режима. А потом все более и более начинает уходить от восхваления немцев и задаваться вопросом: что делать? Уходить на запад с вермахтом - этот вариант приходит далеко не всем в голову. Немало тех, кто и вины своей не видит. Мол - было, и было.
Есть еще и "середняки" - те, кто пошел работать при немцах на гражданские должности, преступлений не совершил. При этом Рейх не восхвалял, и публично не высказывался ни за, ни против воюющих сторон. Один из таких людей говорит автору дневника следующее. Что мы не меж двух жерновов, а меж трех. Есть угроза от оккупантов. Есть угроза от партизан. И есть еще одна угроза - от советской власти, если она вернется. Даже если не казнят и не посадят - то заберут в армию сына, т.к. надо же где-то Советам восполнять боевые потери. Автор соглашается, что да, это реально проблема, и все обстоит так.
Германофилы занимаются также самоуспокоением, и начинают сочинять небылицы. Якобы Гитлер после Сталинграда кинул клич - давайте созовем мирную конференцию в Швейцарии и заключим мир, т.к. не хочу воевать с русским народом, и новых потерь с обеих сторон. Автор задается вопросом: а откуда эти господа берут даже основу для этих фантазий? Ведь в сообщениях радио и в материалах газет нет и близко ничего подобного. Наоборот, идет еще большее ожесточение. Причем, с обеих сторон. Автор высказывает мысль, что это ожесточение действительно ставит остро вопрос о нашей жизни и безопасности - т.к. уже обе стороны явно от строго военных действий перешли к войне на уничтожение друг друга, не делая разницы между гражданскими и военными.
Информация о реформах внутри СССР до автора пока не доходит. А слухи как будто бы и опровергают патриотический поворот. Хотя нет. Одни будто опровергают, а другие подтверждают.
Но не имея сведений, автор просто еще раз повторяет свои мысли: что с лозунгами интернационала - не навоюешь много.
И...спустя какое-то время приходят слухи, что поворот в сторону национал-патриотического в СССР произошел: что комиссаров подвинули, что понятие офицер вернули, как и погоны, и что гонения на религию прекратили. Это еще обрастает домыслами: мол, РККА переименовали в русскую армию, евреям-военнослужащим приказано взять себе русские имена и фамилии. А отказ от гонений на веру объясняют тем, что у Сталина на почве военной ситуации произошел психический сдвиг. И вообще - Сталин как бы никогда явным большевиком не был, а так себе...Мол, увлекся в семинарии революционным движением, а на почве войны с внешним врагом - у вождя в голове перемкнуло, и он вспомнил, что в семинарии не все плохо было, и решил "попов возвратить".
Но автор, слыша это - все-таки хочет что-то повесомее слухов и пропаганды узнать о том, что происходит по ту сторону фронта.
В принципе, мысли о возвращении советской власти (или как она будет теперь называться) - начинают проявляться в дневнике все чаще. В основном в виде слухов, которые автор фиксирует. Он допускает, что пришедшие в Крым советские войска действительно не будут утруждать себя разбирательством обстоятельств, и многих из тех, кто служил оккупантам - просто расстреляют на месте. Даже не заводя дел. Просто потому что озлоблены.
Автор беспокоится о судьбе сыновей, воюющих в рядах советской армии. Он не имеет от них вестей с 1941 г. И даже - отчаявшись - дал объявление в оккупационную прессу - в надежде получить хоть какие-то вести (если дети оказались в плену). В результате из Праги к нему приходит газета "Казачий вестник". Автор - увидев это, задается вопросом "WTF?" - т.к. ничего такого он не заказывал. Но журнал полистал.
Современным поклонникам казаков-коллаборационистов будет крайне тяжело читать мнение автора дневника - и про казачьи части вермахта, и про их прессу. Конкретно журнал данный Н.Дешкин характеризует как полнейшее убожище, с абсолютно безграмотным слогом, унылыми публикациями (на этом фоне белоэмигрантские-пронацистские газеты, попадающие автору - кажутся теперь шедеврами журналистики). А самое главное - автор не согласен с посылом про то, что казаки- это некий отдельный народ. Впрочем, он размышляет об этом в общем контексте. В стиле: политика немцев ясна - разделяй и властвуй. Создавай часто и мнимые идентичности - во имя расчленения России. Также высказывается мысль, что даже после победы над Рейхом с последствиями этих экспериментов центральному правительству (какое бы оно ни было) придется намучатся только так.
Пока на этом остановимся. Можно лишь сказать большое спасибо издателям, потомкам автора дневника, а также исследователям, историкам и краеведам, которые провели столь колоссальную работу по расшифровке, комментированию и опубликованию столь уникального эго-документа. Снабдив его десятками уникальных фотографий, а также подброкой сообщений из оккупационной прессы - о жизни в Ялте. Дающих возможность сопоставить взгляд автора с картиной, рисуемой оккупационными СМИ.