Нейросети, способные генерировать песни и музыку на стихи (речь преимущественно о suno.com) - исключительная возможность заставить звучать те стихи, которые, будучи опубликованными на страницах газет начала ХХ в., вероятно, никогда не были прочитаны вслух. А многое из этих стихов - незаслуженно забыто. Особенно это касается стихотворений, которые публиковались в газетах периода 1917-начала 1920-х гг. И если с советской прессой все более-менее понятно (хотя и там были образчики), то пресса, издававшаяся на неподконтрольных большевикам территориях - была исключительно разнообразной, пестрой и яркой. Я могу предметно говорить только о Крыме, т.к. с другими регионами столь много не работал. Газеты тех лет только с прессой начала 1990-х гг. по смелости и широте охвата тем могут сравниться. Севастопольские газеты вроде "Крымского вестника", симферопольских "Южных ведомостей" - давали весьма подробную сводку событий в мире, информацию с фронтов Гражданской войны, сведения о местных проблемах. Также публиковались весьма интересные эссе-размышления как на политические, так и на иные темы. В т.ч. про духовную природу смуты и большевизма.
И к слову, прославление Добровольческой армии и мероприятий в ее поддержку (волонтерство, сбор медикаментов и теплых вещей для раненых) соседствовало с критикой очевидных проявлений произвола и криминала со стороны военных. Если репрессии по суду - отражались в формате фиксации факта и краткого пересказа приговора, то именно самоуправства отдельных чиной и даже целых подразделений - жестко критиковались, в т.ч. в период, когда военная администрация и цензура усилились. По сути - каждая из антибольшевистских газет - это еще и запечатленный кусочек ЖИЗНИ: отягощенной войной, проблемами, цензурой, дефицитом, криминалом - но ЖИЗНИ. На страницах газет явно показан (возможно, даже не очевидный для современников) процесс борьбы обычного государственного порядка с режимом политических экстремистов, упраздняющих сами начала жизни и основ права и законности, заменяя их своими "новыми" правилами. Там, где у красных были одобрямс и лозунги - у противной стороны были серьезные дискуссии и размышления. В итоге многое отразилось глубже, чем даже в ранней советской печати. Наконец, торжество советской власти неумолимо изменило и формат севастопольской прессы. Если в советский период крымская печать освещала, пусть и с позиций правящего режима - ситуацию на всем полуострове, то именно в Севастополе уже ничего не выходило вплоть до короткого периода начала 1990-х гг. - подобного формату "Крымского вестника" - издания, выходившего в Севастополе, но освещавшего местную жизнь не узко-провинциально, а подлинно по-столичному.
Итак, вернемся к исходной теме.
Как отмечено выше, в Белом Крыму выходила газета "Южные ведомости". Публиковала самые разные материалы: от обзора новостей в мире до фельетонов. И в этой газете публиковал свои сатирические вирши некий поэт, скрывающийся под псевдонимом...Дельфин. Ага, внезапно так. Только в отличие от современного исполнителя, творящего под этим же псевдонимом - Дельфин образца 1919 г. выдавал сугубо сатирическое и юмористическое творчество на злобу дня.
Причем, некоторые темы, которые он поднимал - определенно актуальны сегодня.
Вот стихотворение "Без событий", в котором в юмористической форме обыгрываются страдания журналиста, который хочет сенсаций, но "событий нет как нет", а когда они бывают, то "газету закрывают, и упорно оставляют репортера без штиблет".
Без событий
Репортёр Козьмодемьянский
Мрачно ходит по Дворянской
Или бродит по Цыганской
Неприглядной стороне
В страстной жажде приключений,
Боевых разоблачений,
Небывалых преступлений
Он пылает, как в огне.
Нет совсем причин для шума
Нету земства, нету Думы
Жизнь течёт совсем угрюмо
"Чем газету наполнять"
Нет приманного союза
И косится гневно муза,
Вся пылая от конфуза
На "свободную печать"
Ах, для жизни полусонной
Матерьял сенсационный,
Яркий трепетный сезонный
Ищет пылкий репортёр
"Я хочу горящих зданий,
Тайных сборищ и собраний,
Явных бурных заседаний,
Жажду выстрелов в упор.
Чтоб все речи были злые,
Все ошибки-роковые,
Все снаряды разрывные,
Все участки - Дантов ад!
Чтобы смерч событий шумных
Исступлённых и безумных,
Эпидемий ужас чумных,
Потрясений целый ряд
Под перо просились сами
И под лёгкими перстами
Равномерными строками
Испещряли мой блокнот
Вот, когда потру я руки,
Вот когда куплю я брюки,
Вот когда без тяжкой муки
Ровно грудь моя вздохнёт.
Уплачу тогда портному
И отправлюсь к дорогому
Парикмахеру хоть раз".
Но, увы! Козьмодемьянский
Зря гуляет по Дворянской,
Зря бредёт в притон цыганский.
Рок испытывает нас.
Жизнь течёт уныло, пресно.
Как всегда - неинтересна.
Как всегда - в ней скучно, тесно.
И событий нет, как нет
А когда они бывают,
То...газету закрывают
И упорно оставляют
Репортёра без штиблет
Дельфин
Южные ведомости, 9-22 июля, 1919, № 83
Прослушать нейроозвучку сего шедевра в стиле кабаре 1920-х гг. можно здесь:
https://suno.com/song/949c1fd2-6ed6-4335-a45f-1e7c51cbef79Также на песню смонтирован видеоряд на основе генераций noisee.ai
Критерием для ИИ давались вводные: Российская империя 1900-1917 годы, репортер, который ищет сенсации. В итоге получилась весьма винтажная и ламповая картика в стиле даже голливудских экранизаций про викторианскую Англию, и про начало ХХ в. в целом:
Click to view
П.С.У этого поэта стихи выходили с завидной регулярностью. Только за 1919 г. - суммарно творчества наберется на маленький сборник.