Ялта, Торгсин, 1931.

Dec 20, 2024 14:02

Обратило на себя внимание вот такое цветное фото:

Взято отсюда.
Telegram-канал ресурса (он-лайн библиотека "Царское село"): https://t.me/bookoldsru
О том, что такое Торгсины в условиях 1930-х гг., весьма подробно (можно сказать, лютая БАЗА) рассказано в книге Елены Осокиной "Золото для индустриализации.Торгсин". Книга выдержала не одно переиздание. Есть также еще одна авторская книга на данную тему: "Алхимия советской индустриализации: время Торгсина".
Выдержки из раннего издания книги "Золото для индустриализации..." размещал у себя здесь в начале 2010-х гг.
Торгсины - это по-своему гениальная в своем коварстве вещь. Сопоставимая с лагерным методом Нафтали Френкеля - работа зеков за пайку и зависимость ее размера от выработки.
В условиях сталинского погрома деревни, коллективизации и раскулачивания, и массового голода в начале 1930-х гг. - внезапно так появляются "Торгсины" - магазины "для торговли с иностранцами", куда голодные советские граждане массово понесли остатки своих семейных реликвий и ценностей (уцелевших во время реквизиций и грабежей эпохи Гражданской войны, голода 1920-х гг.) - и получали за это хоть какие продукты. На фоне всеобщего голода, дефицита и нищеты - Торгсины производили впечатление оазисов изобилия. На самом же деле все относительно. Поскольку товары там тоже были где - лежалые, где некачественные. Но они были. Книга Е.Осокиной тему раскрывает сполна. И дает много информации об истинной повседневности в довоенный период, с ее проблемами, и неприглядностями.
В приморских городах, куда заходили иностранные суда (в Ялте в т.ч.) - Торсины приобретали пестроту и колорит. Но часто еще было так, что эти магазины были больше, чем магазины. Под их вывеской были даже публичные дома.
Как там было в 1930-е в Ялте - это отдельная тема для изучения. Вполне годно для будущих исследователей на местном материале изучить нравы и повседневность довоенного Крыма, без гламура и без агитпропа. И обязательно - выключив из разума глянцевую картинку, изображенную в фильмах типа "Любовь Советского Союза". Выключать эту картинку нужно - дабы не было так больно при восприятии информации о реальности в сталинском СССР в начале 1930-х гг.
К слову, опять отсылаю к дневникам Е.Гопштейна (увы, они к приобретению не представлены, поэтому их нужно еще очень поискать, либо пойти в центральные библиотеки в обеих столицах, а также в крымские библиотеки), и дневникам Н.Дешкина. Пусть там и не про Торгсин, но реалии довоенного сталинского времени - отражены более чем выпукло, т.к. это была реальность, которая авторов дневников окружала. Особенно здесь дневники Е.Гопштейна примечательны. Где о таких товарах повседневного спроса как спички - и их появлении в продаже - пишется как о событии. А перманентное недоедание (и вообще неустроенность) - это страшная норма существования, только чуть-чуть скрашенная периодом НЭП.
Собственно, реальность - она самый лютый антисоветчик. Будет гораздо лютее любого ярого борца с большевизмом, диссидента и срывателя покровов. Очевидный факт, который попытками аргументировать в стиле - "а вот смотрите, не все так однозначно было..." - не опровергнуть. Подобные аргументы лишь вносят некий колорит в общую картину, но ее не меняют.
Как уже писал, подробно в 2021 г. ситуация в регионе в условиях голода 1930-х гг. проанализирована мной в материале
Вблизи катастрофы. Социально-политическая обстановка в Крыму во время голода 1932-1933 гг.
Материал в числе других 4 пространных очерков о коллективизации в Крыму, репрессиях в ее период и попытках народного сопротивления этой политике - вошел во вторую часть сборника "Уничтоженные как класс", в который включены статьи разных авторов, и не только статьи, но мемуарно-литературные тексты.
Но новые публикации на эту тему если вижу - смотрю с большим интересом, т.к. про коллективизацию и раскрестьянивание на крымском материале - с 2010 г. проект собирается, параллельно с другими. Пока вот в формате тех четырех очерков реализовано, плюс в формате главы в "Запретных страницах", плюс в виде большого очерка, вошедшего в первую часть сборника "Уничтоженные как класс", а также в вышедшую недавно антологию.

Ялта, книги, советские нравы, коллективизация, интересное, авторы, большевики

Previous post Next post
Up