Помнится, в свое время наделал шуму балабановский "Груз 200". Как будто до него к жанру чернухи не обращались. Между тем, я сам не подозревал, что в "перестройку" и особо на финише существования СССР сняли немало фильмов такого плана (думал, все же их не так много).
И вот совершенно случайно узнал о существовании этого фильма:
Click to view
Называется "Сатана". Но это ни разу не про мистику, оккультизм и прочее.
Это - картина, где собственно во всей красе быт заката СССР, и сам сюжет, где нет в принципе "полюса света". При этом: мрачная электронная музыка в начальных титрах, в кадре - обыденность страшных вещей, которые творит антигерой, убивший ребенка, а потом вымогающий у ее матери - крупной начальницы - выкуп, т.к. та считает, что дочка жива.
При этом и пострадавшая сторона показана так, что не проникаешься сочувствием.
Все это плотно вписано в контекст позднесоветской эпохи.
Собственно, сюжет пересказан в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сатана_(фильм,_1990)И фильм получил приз на Берлинском кинофестивале.
Отмечу особенность картины: несмотря на чернушный сюжет, в кадре на контрасте сравнительно яркая цветовая гамма, которая диссонирует с тем, что происходит на экране.
Это кино - безусловный продукт своего времени. Можно рассуждать сколь угодно с позиций дня сегодняшнего (и лично доставляют комментарии в стиле - снимали специально, чтобы очернить славную эпоху), но важно понимать: когда в СССР стало возможно снимать кино за пределами неких избитых тем - то этим воспользовались, показывая в принципе то, что было.
Да, был таким быт.
Да, подлые и жуткие вещи вовсе не в 90-е начались.
Важно то, что это было востребовано. Это обсуждали. Т.к. поднимались проблемы.
Сейчас что-то такое околосоциальное снимут разве что в некоммерческом или дипломном короткометражном кино.
Я не могу назвать подобное кино смотримым. Какой бы жанр ни был - даже жизнеутверждающий - сама поздняя советская картинка - она в принципе антиэстетична. Ну, или это просто не моя эстетика.