Начало.
Продолжая читать этот замечательный дневник, запечатлевший день за днем повседневность Ялты периода оккупации, отмечу (опять же - не цитируя пока, не доходят руки покамест) те моменты, которые бросились в глаза кроме предыдущих (дочитал пока до 101-й страницы, там еще декабрь 1941 г. в основном).
Несмотря на то, что в декабре 1941 г. начинают проявляться практики нацистов (создали гетто (Ялта был тем городом, где эту практику реализовали), провели массовые расстрелы евреев, начали подбираться к другим категориям, намеченным к уничтожению (умалишенные, цыгане), активно стали жестить в ходе борьбы с партизанами, явили практики сегрегации: все лучшее - арийцам), показано, как остальное население пытается приспособиться к германскому "новому порядку". Налаживаются связи с соседними городами. Начинают работу кустарные промыслы. В принципе создаются примитивные, отягощенные войной, но очевидные рыночные механизмы, которые позволяют хоть как-то поддерживать жизнь. Некий товарообмен, бартер становится весьма распространенным. Оккупанты, особенно румыны - одной рукой явно намереваясь взять как можно больше, другой рукой - на личном уровне - могут и что-то, с оглядкой - дать.
Акция Холокоста производит впечатление и на автора дневника, и на остальных ялтинцев. Негативное отношение к ней в целом проскальзывает даже у вовлеченных опосредованно местных (к слову, автор упорно именует эти силы "милицей"). Но при всем ужасе - это событие лишь часть общего сложного фона, который пронизан слухами, толками, гаданиями на кофейной гуще. Рассуждениями о том, что будет дальше. Каждая новость, подслушанная на немецком радио, услышанная от немцев и румын - многократно пересказывается, обрастает слухами. И они не становятся менее фантастичными. Например, слух о том, что Молотов прилетел в Берлин вместе с представителями союзников и стал обсуждать с властями Рейха переселение евреев в Африку. Или что Рузвельт поставил перед Болгарией ультиматум немедленно выйти из войны.
Интересны сцены, где показано религиозное возрождение в Ялте. Это чуть ли не наглядная картинка того, что это происходило стихийно. Едва советская власть исчезла, люди пошли приводить в порядок Александро-Невский собор, который накануне войны пребывал в запустении. Описаны картины данного запустения, и попытки верующих имеющимися ресурсами восстановить храм. Например, в ходе богослужения (их пока проводят на улице) - звонят повешенные на колокольню маленькие колокольчики - что называется, какие нашлись.
Автор отмечает, что активная антирелигиозная политика большевиков дала свои плоды. Верующие в основном люди, заставшие жизнь до революции. Молодежь - не идет. А если и идет - то из любопытства. На службе по тем же причинам присутствуют несколько германских солдат (им интересно). Есть зато дети, но их явно привели с собой взрослые, дабы дети приобщались к духовному.
При этом автор отмечает - что явно за богослужением наблюдают некие странные личности, вызывающие у него подозрение, что это агенты советской власти - на всякий случай запоминающие, кто присутствовал на службах, и кто вообще активно антисоветски себя вел при немцах.
Дальнейшие описания церковных служб интересны тем, что двух священнослужителей в храм не пускают, т.к. про них ходит информация, что они сотрудничали с НКВД.
Но в целом - очень красочные зарисовки попытки возрождения церковной жизни. Наглядное проявление стихийности процесса. Что это не от оккупационных властей шло, а в первую очередь снизу.
На этом фоне: проходят описания борьбы с партизанами (как жестко с ними расправляются, и как сами партизаны жестят, а по итогу под раздачу могут попасть обыватели); зафиксировано, как куда-то везут советских военнопленных. В целом - погруженный в пространство слухов и толков - город уже не строит иллюзий насчет роскошного будущего при Рейхе (и вообще непонятно, какой статус будет по итогу у страны, региона), но в то же время есть страх возвращения советской власти, которая известно как себя поведет. Причем, опасение это проскальзывает даже у тех, кто как будто бы административных должностей не занимал, а просто пытался как-то выживать.
В дневнике, как уже отмечал, поражает именно дотошность автора к мелочам: фиксировать события дня, услышанное и увиденное. И благодаря этом получился слепок реальности, где есть определенный разрыв шаблона (железного орднунга как будто пока не наблюдается, именно в конце 1941 г. есть скорее какая-то суета, некоторая неразбериха что ли - впрочем, это объясняется тем, что еще идут военные действия под Севастополем), где некоторые сцены наполнены неким сюрреализмом и черным юмором даже (человек наладил ловлю бродячих собак, но к нему стали приходить немецкие солдаты и забирать тех или иных собак - говоря, что это их песики. Хотя очевидно, что это песики местных жителей, у которых тот или иной немец стоит на постое, и которые обратились к нему с такой просьбой. Или еще одна сцена, которую не придумаешь: румыны хозяйничают на бойне, тут же варится какая-то мясная бурда, рядом толкутся местные, пытаясь завязать диалог с румынами. А рядом - камнями обозначено захоронение работницы, убитой накануне прихода оккупантов во время бомбардировки. Или история про немца, который заболел венерической болезнью, и когда это узнал, хотел застрелить женщину, с которой был, и которую в этом подозревал - но его убедили привести ее и проверить - проверка показала, что таки она не могла заразить. Заразил кто-то другой). И все это на фоне разговоров, реплик, слухов, звучащих из уст разных людей.
Получается в итоге живая панорама социума периода оккупации. То есть - тотальное погружение в военную реальность 1941 г. - глазами образованного, критически мыслящего, и склонного анализировать человека.
Однозначно - выход этих дневников - событие, которое обогащает новыми фактами историю Крыма периода ВОВ и особенно - периода оккупации. Где-то дополняя, где-то по-новому позволяя взглянуть на события, которые весьма болезненны, страшны, и которые, несомненно, отбрасывают тень и на сегодняшний день.
Посему - крайне рекомендую эту книгу к приобретению и прочтению:
https://www.ozon.ru/product/zhizn-v-okkupirovannoy-yalte-1671955665/?asb=oD7Fkf5C5OdSJX8qSWxp5Y3yUdHSZoKRlSHbjX0%252F3l0%253D&asb2=lrn7pevDK2rJ7ogZZIqQNkGKucCrFrnEeF1Dy9HIusl_a5FAkZfebTshIJgFw_B-&avtc=1&avte=4&avts=1733468101&keywords=Дешкин