О виселицах генерала Кутепова...

Nov 13, 2024 11:34

Скорее некоторые мысли и тезисы (более детально это изложено будет в статье, которая параллельно со многим текстами пишется).
Известный, и не отрицаемый никем эпизод: повешения на фонарных столбах в Симферополе в апреле 1920 г. Авторство генерала Кутепова и его людей.
Этот эпизод - короткий по времени (апрель 1920 г. преимущественно) - в совлите растягивался на все время правления Врангеля. В целом было много манипулятивного.
Если обобщенно: в большинстве текстов советской поры были общие описания такого плана: белые генералы и буржуазия угнетали трудящихся, особо рабочих, и вешали их на фонарных столбах. В целом был акцент именно на какой-то беспричинности казней, и на то, что страдали рабочие. Сюда же относили и схваченных подпольщиков и членов компартии.
Только в паре-тройке изданий (периода начала 1930-х гг.) можно было найти конкретику, почему это делалось, и что за этим на самом деле скрывалось.
А скрывалось на самом деле...то, что и не скрывалось!
В первую очередь, надо понимать контекст ситуации. Произошел провал деникинского наступления на Москву, армия, потерпев поражение, и пережив Новороссийскую эвакуацию 1920 г., оказалась в Крыму. Эти подразделения были предельно деморализованы, озлоблены, и армией являлись только по названию. Исключая отдельные отряды, где еще худо-бедно сохранялась субординация и остатки дисциплины.
Вся эта масса стала крайне вредить своим криминалом тылу. Людей грабили, могли из-за более-менее сносных вещей, или критических замечаний, убить. Это создало угрозу полного развала армии, и стало вызовом для командования. Поэтому Врангель, придя к власти, начал с жесткого наведения порядка.
И вся история с виселицами в Симферополе - это короткий промежуток времени, апрель - максимум - начало мая 1920 г. Генерал Кутепов, будучи склонен к крутым решениям - здесь проявил крайнюю эффективность. Причем, действительно с перебором. Например, могли повесить и не только за криминал, но и за несоблюдение устава. Банально: не приложил руку к козырьку, или появился в пьяном виде.
Одновременно с этим Кутепов еще и купировал проявления криминала по отношению к местным жителям. Например, до начала кампании по восстановлению дисциплины - разложившиеся военные хватали мужчин призывного возраста на улицах, и без приказов, и даже формальных процедур - насильно зачисляли этих обывателей в части. У меня есть копии газет, выходивших при Деникине и Врангеле (Крымский Вестник, Юг, Юг России) - так вот, там публиковались пресс-релизы о том, как генерал Кутепов отменял эти незаконные действия, выпуская незаконно мобилизованных обывателей и давая по шапке тем, кто подобные самоуправства совершал.
Подробно, повторюсь, вся эта картина будет изложена в рамках именно текста статьи (а не записи в блоге), со сносками, цитатами, и прочим.
По сути - имели место меры по наведению порядка, а основной "клиентурой" для казней в апреле 1920 г. были как раз совершившие преступления военные.
Поэтому утверждения агитпропа про то, как злые белые генералы от нечего делать стали вешать рабочих (а работать кто будет?) - несостоятельны. Магистральная цель этой акции - была именно шоковыми методами привести армию в чувство, восстановить элементарный порядок и дисциплину.
Причем, это не только повешения включало в себя, но и правовые решения.
Так, важным шагом в деле оздоровления обстановки в Крыму стало создание военно-судных комиссий, которые рассматривали дела о кражах, незаконных реквизициях и о действиях, причиняющих стеснения местным жителям. Они оповещали местное население о своих действиях и возмещали убытки. Тем самым были приняты меры для решительного искоренения грабежей, незаконных реквизиций, других преступных действий, грубейше нарушающих права местных жителей. В состав военно-судных комиссий входили по два представителя крестьян от волостного земства,пользовавшиеся правом совещательного голоса, состоявшие на довольствии. Была проведена и реформа военного правосудия, в ходе которой Главный Прокурор Армии и Флота становился начальником особого ведомства, подчиняющегося лишь главе государства.
Надо сказать, что хотя полностью искоренить преступность среди военных не получилось, но существенно ее сократить - вполне.
В мае 1920 г. история с массовыми публичными казнями была сведена к минимуму.
В основном - до ухода белых практиковались повешения на основании приговоров военно-полевых судов, вынесенных в отношении схваченных красных подпольщиков. А это уже иная практика, иное направление карательной политики белых. Подпольщики в принципе не могут рассматриваться как жертвы, поскольку они совершали реальные действия, направленные на дестабилизацию обстановки в белом тылу: совершали теракты, пытались внести разложение, спровоцировать бунты, вывести из строя значимые объекты. Это терроризм, в отношении которого следовали меры жестокие, но ответные, и обусловленные буквой закона (приговоры выносились на основании целого ряда статей Уложения о наказаниях).

И да: можно сколь угодно козырять информацией про чисто уголовные преступления, совершенные белыми. Этот манипулятивный прием работает лишь в отсутствии полноты информации. Говоря о криминале с их стороны - надо сравнивать это с криминалом с другой стороны. И наказанием за него. Так вот, даже поработав с фондами севастопольской милиции в местном архиве - я даже не особо разыскивая - наткнулся на просто зашкаливающее количество сообщений о криминале "победителей Врангеля" в 1920-1921 гг. Для наглядности - один из моих текстов на эту тему (2018-й год, сейчас у меня еще больше фактажа): http://rys-strategia.ru/news/2018-07-26-5709.
И эти действия редко заканчивались расстрелом. А уж виселицей - и подавно. Смотрел и приговоры ревтрибуналов, и публикации в прессе на эту тему. Там часто было так: либо осудят, но тут же помилуют с учетом революционных заслуг. Либо дадут символическое наказание в виде общественных работ. Очень-очень редко прямо реально расстреливали. Поэтому большой вопрос в целом - чей криминал был больше. Судя по тому, что видел в милицейских сводках - там явно не на один месяц была история, прогрессируя и развиваясь с течением времени.
В принципе - общеуголовная преступность в регионе в 1917-1921 гг. - это одна из интересующих меня тем. Есть даже наброски одной из книг на эту тему. Но для реализации замысла как всегда не хватает времени, т.к. это требует изучения подшивок газет, и архивных выписок, что удается делать не столь активно последнее время. Собственно, статьи - это повод что-либо изучить и хотя бы тезисно зафиксировать.

криминал, Крым, мысли вслух, коллекция заблуждений, контрпропаганда, Белое движение

Previous post Next post
Up