Любопытная культурологическая работа. На которую тоже обращаю внимание (имеет смысл приобретать). Подробный анализ изображения врага в послесталинском кино - от "оттепели" до "перестройки". Интересна книга тем, что вспоминаются довольно подзабытые шпионские фильмы, коих при СССР оказывается была целая индустрия, а не только "Мертвый сезон" да "17 мгновений весны". Не смотрел подробно, есть ли там анализ образа белых и других ранних противников соввласти, но вот по шпионам, а также изображению американцев, их военных и службистов (фильмы Одиночное плаванье и т.п.) - упор весьма основательный. Приведены документы о дискуссиях в партинстанциях - о том, КАК надо показывать вероятного противника, и вообще врагов СССР, как надо показывать Запад...И письма читателей и зрителей в инстанции - оказывается, те тоже пожелания свои высказывали - мол, снимите фильм о том и о том. И как я понял, некоторых граждан весьма привлекала идея увидеть больше фильмов про жизнь "у них" и про шпионов тамошних. К слову, в книге также статистика зрительского интереса приведена - она тоже показательна. Советский человек мог дежурно негодовать про "ужасы капитала", но фильмы, где действие происходило на Западе или за рубежом, а также присутствовал Запад хотя бы в эпизодах - они срывали кассу лучше, чем фильмы про колхозников, про работяг, да про совслужащих. Иными словами, Запад советский человек смотрел с большей охотой, чем родные осины.
В книге представлено комплексное исследование проблемы формирования, эволюции и бытования образа врага периода холодной войны в советском игровом кино детективно-приключенческого жанра в середине 1950 - середине 1980 гг. Обращение к теме продиктовано тем, что образ врага является одним из ключевых явлений советской действительности, обязательным элементом информационно-визуального пространства, детерминированным модель восприятия одной нации глазами другой, феноменом общественного сознания.
Для студентов историков, культурологов, искусствоведов, учащихся средних школ, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей советского кинематографа.
2-е издание, стереотипное