Я ранее излагал здесь:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/1730084.htmlсвои субъективные мысли об этом треке. И сегодня увидел, что целые культурологические статьи уже этому творчеству посвящают.
Оригинал взят у
sokolov1 в
Песня про ИГИЛ, сочиненная на Донбассе. Click to view
Актуальные темы сами выбирают своих трансляторов. В Перми 90-х гг был коллектив под названием "Джихад". Это были молодые русские люди, которые пели экспрессивные песни про войну ислама с неверными. Было приятно встретить на местной сцене людей (благо они выступили в ботаническом саду Пермского университета), поднимающих в творчестве темы, волнующие человечество со времён Средневековья. Столкновение исламского мира с христианским издавна имела своих великих авторов - таких как неизвестный автор "Песни о Роланде", автор "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо, многочисленных авторов рыцарских романов, титанов Возрождения Данте и Шекспира, просвещенцев Дидро и Вольтера, романтиков Шелли и Байрона, вплоть до современных Мишеля Уэльбека или Захара Прилепина.
Тема религиозных войн актуализировалась на территории бывшего СССР в 90-х гг, начиная с Карабаха, где она была побочной к национально-территориальному конфликту. Значительно усилилась она в Чечне, где религиозные авторитеты (в том числе будущий первый пророссийский президент Ахмат-Хаджи Кадыров) прямо называли конфликт джихадом-священной войной. И первое отражение в современном искусстве этого конфликта я встретил в творчестве тех самых пермяков. Оно было несколько карикатурным:
Добей врага недрогнувшей рукой
За фюрера, за нацию, за рейх.
Убей, сожги, зарежь и отрави,
Как завещал нам шейх.
В Чечне в это время расцветал толстовским цветком чертополоха талант Тимура Муцураева. Это был голос непосредственного свидетеля и участника войны. В его интонациях чувствовалась сила правоты и заблуждения очевидца. Его песни равно были признаны с двух сторон конфликта - в них была художественная правда и высота пережитого человеческого горя. Поэму "Двенадцать" Блока тоже ценили красные и белые - и одинаково считали своей. Это общечеловеческий и грустный закон. Опыт экзистенции под названием война помогал обрести художественную остроту Гомеру, Сервантесу, Пушкину, Лермонтову, Толстому, даже Зощенке, наконец... Если случалась война, то закономерен был после выброс "окопной правды", "лейтенантской прозы", "литературы потерянного поколения", а может и новой "Войны и мира".
Закономерности истории и искусства, как учили нас русские формалисты, можно и нужно изучать не только на вершинных проявлениях, но и на рядовых. Литературный фон эпохи важен не менее литературных доминант. Бывает, что малозначимая, сомнительных художественных достоинств хорроркор рэп-исполнительница из заштатного города провинциальной страны вдруг, как в кристалле, соединяет тенденции времени, приближая и делая ясными суть событий. В интернете в начале 2014 года прославилась композиция "Евромайдан" луганской исполнительницы MC Val, излив актуальную историческому моменту ненависть, накопившуюся в обществе, в котором несколько месяцев шел перехват власти, о котором и высказалась MC Val. Я тогда обратил внимание на зашкаливающий градус неприятия, благо наше поколение Летов научил различать оттенки негативного. Стало понятно, что дело серьёзно - такой выплеск неприкрытой и легкоусвояемой ненависти свидетельствовал о надвигающихся катастрофах. Первый внутренний вопрос был, по прослушивании трека: неужели до войны дойдёт?
Дошло.
И девушка эта в следующем треке "В моём городе" выдала экспрессию бессмысленности человеческой бойни, отлитую в неказистые метафоры, приближающие натурализм происходящего вплотную к нашим глазам. Не до изысков - таков нынешний суровый стиль. О реальном, в том числе и о реальности войны, мы много узнаём из снафф-видео - съёмкам на телефон, выложенных потом без монтажа в ютуб. Там не до выстраивания композиции кадра и слежки за ровностью горизонта. Игнорирование профессиональных наработок последних десятилетий говорят не только о том, что упал культурный уровень, но и о том, что эти наработки автоматизировались и не действуют. Так и напечатанные в сборниках и спетые под гитару стихи принадлежат прошлому. Нынешнее рифмованное слово воспринимается жадно миллионами русскоговорящих и читается под бит. Бит и художественные приемы, а также сценические приемчики рэперов - панчи, особая ценность двойных рифм, культ соревновательности, реализуемый в рэп-баттлах, особая жестикуляция итд. итп. - что-то может показаться лишним, что-то слишком новым и потому случайным в отношении стихосложения. Но ощущение причастности стихотворного слова к реально происходящему это даёт.
После альбома "Смута", написанного по горячим следам Донбасской войны, был анонсирован на определенный срок выход следующего альбома. Был сделан проморолик и публика стала активно ждать. Но альбом не выходил. Месяц за месяцем, прошло около года, паблик вконтакте иногда подбадривал, но релиза всё не было. Казалось, что ярость, на волне которой были выпущены треки про Евромайдан и Донбасскую войну, несколько схлынула, т.к. это состояние критическое, а кризис не может длиться долго. И кризис разрешился в молчание, внутри которого, мы надеялись, зрело что-то другое. Автор как бы завис в состоянии, похожем на состояние Льва Толстого, уже написавшего матершинную песенку "Как четвертого числа нас нелегкая несла..." про неудачи Крымской войны, но еще не приступив к написанию "Севастопольских рассказов". Одно дело - непосредственная эмоциональная реакция с экспрессией (в том числе с употреблением обсценной лексики), другое дело - размышление и анализ. До событий 2014 года MC Val занималась рифмованными пересказами фильмов ужасов и милицейских протоколов о маньяках. Это было эксплуатацией приёма, которой пришёл закономерный конец, когда реальность в виде Евромайдана вторглась в тексты.
Проблема, которую я вижу в первую очередь, когда мы говорим о нынешней революционной ситуации, это - что есть реальность? Что происходит на самом деле и что есть тщательно спланированная информационная политика? Отделить одно от другого трудно. Ведь и несбыточные мечты меняют реальность. Мечта Колумба найти удобный путь в Индию не сбылась, но изменила мир. Так и Евроинтеграция открыла в соседней стране новые рубежи смыслов. Истерия и массовый психоз занял пустовавшее место национального самосознания и началось размежевание и яростное выяснение, кто есть кто и кто есть не-кто. То, что долго откладывалось в долгий ящик, как неважное, во время распада СССР, пока дерибанили материальное, вдруг стало во всей кровавой актуальности своей. Что есть советский? Что есть русский? Что есть украинский? Насколько это конструкт, насколько это примордиальное? Что является двигателем процессов - пропаганда или объективные факторы? Все эти вопросы мучают многих людей. т.к они объективно важны. Потому MC Val, находясь внутри донбасских событий, не могла не задуматься о природе происхождения войны вообще, решила расширить свой кругозор и направила свою художественную интенцию на Ближний Восток. Загадочный в своей ужасающей эффективности проект ИГИЛ так и просился сравнить себя с нашим проектом Новороссия, в пропаганде которого MC Val участвовала - на митинге в Москве 2 августа 2014 года "Вторая битва за Донбасс".
Автор, писавший про Донбасс, начинает писать про ИГИЛ и происходит странное сближение точки зрения автора с точкой зрения его злейших врагов по донбасскому конфликту. В припеве песни про ИГИЛ такие слова:
Моли Аллаха, пока шахида не прервёт намаз.
Это Эр-Ракка. Вокруг осада. Весь боезапас
Пустить в мирных, дабы показать силу.
И пусть все сгинут под ударами плетей в спину.
Вот что писал один из видных деятелей Майдана Андрей Парубий в том же августе 2014 года, когда MC Val выступала в Москве:
В этой новой войне ставка делается на использование гражданского населения для нагнетания массовой истерии и сопротивления законной власти и в качестве «живых щитов» для прикрытия вооруженных боевиков.
При этом медийная составляющая играет едва ли не важнейшую роль для формирования «правильного» с точки зрения агрессора образа жертвы в этой войне, намного важнее, чем получение собственно победы. Убийство чужих солдат перестает быть главной целью - в гибридной войне достаточно убивать своих воинов и обеспечивать при этом требуемое информационное сопровождение.
В ходе такой войны агрессор приписывает жертве то, что делает сам. Все за Оруэллом - жертва в глазах потребителей информации превращается в агрессора, а агрессор - в справедливого мстителя. Осуществляется, по сути, информационное заражение.
Основным объектом воздействия в гибридной войне является не противник, а население, которое «освобождается». Задачи и метод такой войны - побуждение граждан к измене собственному государству и поддержке агрессора.
Также задействуются все средства для формирования предпочтительной для захватчика картины событий в восприятии международной общественности.
Эти пассажи знатока новых методов войны Парубия появились после знаменитой фразы Путина о возможном вводе наших войск на Украины в марте 2014 г:
Если мы примем такое решение - то только для защиты украинских граждан. И пускай попробует кто-то из военнослужащих стрелять в своих людей. За которыми мы будем стоять сзади. Не впереди, а сзади. Пускай попробуют стрелять в женщин и детей.
Конечно же, это напомнило известную тактику бойцов за независимость Палестины - прикрываться мирным населением во время ответного удара. Но эти перепалки в медиа были похожи на риторические состязания приверженцев разных теоретических платформ. Реальность, карнавализированная на Майдане, уходила из таких текстов, чтобы вернуться не логическим построением фразы, а утробным рёвом смертоносных орудий. Потому эстетически ужасный вокал MC Val пришелся впору к исторической ситуации.
И в тексте песни сторонницы Новороссии и в статье майдановца мы видим вариант знаменитого мема укрпропаганды 2014 года "сами себя обстреляли". Предполагалось с украинской стороны, что нет никакой широкой общественной поддержки пророссийским силам на Донбассе (известный шутник Белковский назвал протесты на Донбассе по отношению к Майдану "карго-культом") и потому зашедшие из РФ диверсанты занимаются провоцированием конфликта, обстреливая мирное население. Население решит, что их обстреливает украинская армия, это породит ненависть, вовлечение новых добровольцев в ополчение, как следствие - эскалация конфликта. Главное - не оставлять мирных в стороне. Конфликт с площадей (локальных Майданов) должен прийти в квартиры в виде мин и снарядов. Пресловутые "методички" последовательно раскручивались в медийном поле. Но зазор между крепкой логикой информационных кампаний и нечеткой объективной действительностью возник сразу же. Ракетная атака штурмовика ВВС Украины на Луганскую ОГА, которую украинская пропаганда пыталась превратить во взорвавшийся кондиционер - была самой яркой демонстрацией параллелизма и неслиянности того, что происходит на самом деле и того, как нам это пытаются представить. Именно снафф-видео разорванной в клочья умирающей под взглядом объектива смартфона женщины у Луганской ОГА был сильнейшим свидетельством провала логической цепочки "у проросийских сил нет широкой общественной поддержки - провокационные обстрелы мирных российскими диверсантами - есть агрессия РФ против Украины". Так и невысокого, казалось, полёта вирши MC Val ценны как первые ласточки художественного осмысления от очевидца. Был провидческий роман "Эпоха мертворожденных" Глеба Боброва, в котором автор еще в 2007 г предсказал конфликт в подробностях. Сейчас мы будем вслушиваться в эхо военных действий. И подобно тому. как высоколобые эстеты находят гениальные строчки среди тонн поэтического шлака у Хлебникова, мы тоже слышим отголоски истинной поэзии в текстах MC Val. "В моем городе" отметилась ахматовской строкой "В моём городе каратели находят покой". А в песне про ИГИЛ продолжает звучать та же нота: "Всё, что миром нажито, втоптать в пыль времени..."
Наверное это можно назвать по-рэперски "панчами" - отблеском великой русской поэзии в рэперском снаффе.
А что касается одинакового смысла в речах укрпропаганды и певицы Новороссии, которая вдруг запела про ИГИЛ, так это свидетельство того, что война гаснет и общечеловеческие ценности становятся выше размежевания свой-чужой. Если забыть контексты 2014-2015 гг, то фраза "Сами себя обстреляли" - это дефиниция человечества, которое всё никак не может угомониться в пафосе самоуничтожения.