Отзыв депутатов

Jan 03, 2017 22:52

Здесь хочу изложить соображения о ФЗ об отзыве депутатов ГД. Принцип отзыва, скорее всего, можно распространить и на другие выборные должности в законодательной и исполнительной власти, а также в местном самоуправлении. Пост, возможно, будет дополняться. Предложения, дополнения, дискуссия - в комментарии. Неконструктив и ругань не приветствуются.


Настоятельно прошу не делать из предложенного текста законопроект и не публиковать на РОИ - не хочу, чтоб идея облажалась и заболталась раньше времени. Лучше донесите до близких мысль, что сейчас отозвать депутата невозможно, но такой механизм очень нужен.

В существующем ФЗ о местном самоуправлении (Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ) отзыв депутата описан в ст. 24. Также мне попался закон Красноярского края от 26 сентября 1996 года N 11-322 "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления". Наверняка есть ещё региональные законы, не проверял, но общий принцип понятен: законодатели предлагают сложный, многоступенчатый и оттого нереализуемый механизм их отзыва.

Здесь, возможно, будет разбор механизма отзыва в Красноярском крае.

В ст. 24 ФЗ о МСУ вижу два основных препятствия к отзыву, вызывающих саркастическую усмешку, оба в п. 2: отзыв только после приговора суда, и проголосовать за отзыв должно не менее половины зарегистрированных в округе избирателей. При нашей-то явке, ага. Выбрали депутата 5 человек, а отозвать должны 100.

Отозвать депутата ГД вообще никак не возможно, ни одномандатника, за конкретную кандидатуру которого голосовали конкретные люди, ни, тем паче, попавшего в ГД по партийным спискам, лично за которого никто не голосовал, а в случае чего его место займёт однопартиец.

Для простоты пишу везде "депутат". Понимаю, что принятие ФЗ со всеми изложенными принципами немедленно выльется в парламентский кризис.

Принципы ФЗ об отзыве вижу такими.

1. Основания отзыва - практически любые: невыполнение наказа избирателей, невыполнение предвыборных обещаний (хоть заведомо популистских, хоть кажущихся реальными), поступки его и членов его семьи, порочащие звание депутата, лоббирование интересов бизнеса в противовес интересам граждан, и т.п.

2. Инициатор отзыва - любой гражданин РФ, не поражённый в избирательных правах (дееспособный, не заключённый, с погашенной судимостью).

3. Время инициирования отзыва - не ранее дня вступления в должность. В Красноярском крае предлагается так (п. 4 ст. 4): не ранее, чем через 6 мес. с момента избрания или предыдущего неудачного голосования об отзыве, а также в последние 6 мес. срока полномочий. Считаю такой подход неверным, т.к. депутат может лишиться доверия избирателей в любой день своих полномочий.

4. Срок сбора голосов за отзыв - от даты инициирования отзыва и до окончания текущего срока полномочий депутата.

5. Сбор голосов за отзыв - через Интернет, с использованием специального сетевого ресурса, типа РОИ, либо с помощью письма, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью. Форму письма для автоматизированной обработки предстоит разработать. Если авторизация граждан РФ через ЕСИА достаточна, чтоб получать государственные услуги и платить налоги, то она достаточна и для отзыва депутата.

5.1. Поданный голос получает уникальный идентификатор, отсылаемый избирателю. Его можно опубликовать для независимого подсчёта голосов. Содержание идентификатора, принципы раскрытия информации, персональных данных? Кто обрабатывает, кто считает? Центризбирком?

5.2. Если собирать подписи в бумажном виде, то:
1) инициатор собирать подписи ПРОТИВ отзыва не будет;
2) отозвать подпись ЗА невозможно. Вычёркивать и "исправленному верить" - не вариант. Да и не найдёшь сборщика.

6. Голоса могут быть ЗА отзыв и ПРОТИВ отзыва. Избиратели могут защитить депутата от "флешмоба" по отзыву. Могут ли быть голоса ЗА и ПРОТИВ? Т.е. избиратели могут защитить своего депутата, партию?

7. Количество голосов за отзыв. Одномандатник остаётся в должности до тех пор, пока количество голосов ЗА отзыв меньше, чем он набрал на выборах в своём округе, либо пока голосов ПРОТИВ отзыва больше, чем ЗА. За отзыв одномандатника - столько же, сколько за партийного, см. п. 8 Иначе слишком просто свергнуть. Для отзыва одномандатника нужно голосов больше, чем он получил, когда избрался. И голосовать за отзыв должны иметь возможность все избиратели страны, потому что решения он принимает для всей страны. Даже если его округ хочет его защитить, он не сможет противостоять всей остальной стране. Т.е., чтоб остаться в должности, депутат должен учитывать интересы остальной страны, чтоб избиратели других округов были ПРОТИВ его отзыва. По сути, одномандатник остаётся в должности до тех пор, пока количество голосов ЗА отзыв меньше, чем он набрал на выборах, либо пока голосов ПРОТИВ отзыва больше, чем ЗА.

8. Депутат, прошедший в ГД по партийным спискам, отзывается числом голосов, равным (1/450 + 1) от проголосовавших на выборах по всей стране. За этим порогом - пока голосов ПРОТИВ отзыва больше, чем ЗА отзыв. При 100 % явке (111 624 248 человек, согласно сайту ЦИК), ЗА отзыв следует подать 248055 голосов. Поскольку такой явки никогда не бывает, то, например, чтоб отозвать депутата, избранного в 2016 году при явке 47,88 % (52.700.992 избирателя из 110.061.200 - несовпадением пренебрежём), нужно набрать 117114 голоса. Аналогично, и партийный остаётся в должности, пока не преодолён порог, а за порогом - пока голосов ПРОТИВ отзыва больше, чем ЗА отзыв. 450 понятно откуда, это число мест в ГД.

9. Избиратель может передумать в течение 2 часов. Сейчас на РОИ в течение 2 часов можно передумать. Может ли избиратель передумать? Сменить ЗА на ПРОТИВ или вообще отозвать голос, не участвовать? Если дать на это некий срок, то он одновременно станет сроком исправления для депутата, и/или сроком агитации/разъяснения депутата среди избирателей, а убеждать надо всю страну. Зная отношение людей к депутатам, трудно предположить, что кто-то передумает отзывать. К тому же, наличие возможности передумать открывает возможности для манипуляций. Как и наличие возможности голосовать ПРОТИВ отзыва даёт возможности для подкупа и кампании в защиту депутата.

10. Место отозванного одномандатника вакантно до следующего единого дня голосования. Место отозванного партийного занимает следующий по партийному списку. Или место одномандатника занимает кандидат, занявший второе место на прошлых выборах? Или место проштрафившегося партийца следует отдавать другой партии, чтоб стимулировать партийную борьбу и привлечение достойнейших людей в партии? Какой партии отдавать в этом случае? Например: ЛДПР теряет депутата и место. Как вариант: все партийные места сдвигаются на одно, таким образом в ГД может пройти партия, на выборах не набравшая "проходной балл"

11. Сколько депутатов можно отозвать единовременно? Партийных хоть сколько, места заполняются автоматически. Одномандатников - столько, чтоб не нарушать работу ГД, я не знаю, каковы правила ГД на этот случай, сколько место может одновременно пустовать в принципе.

N. Отозванный депутат лишается всех льгот и выплат, положенных нормально окончившим свой срок полномочий депутатам.

отзыв депутата

Previous post Next post
Up