Место и время действия: Пермь, 2013. Знакомая - учитель начальных классов. В их специализированной школе расклад такой.
Сейчас все школы находятся на подушевом финансировании, т.е. зарплата учителя зависит от количества учеников в школе (не в классе, которые в начальной школе переукомплектованы /по норме САНПиН 25 человек, реально 30-32). Для специализированной школы это означает, что, из-за положенного по штату большего количества учителей предмета, зарплатный бюджет школы делится на большее число людей. Отсюда парадокс: учитель в обычной школе получает больше, чем учитель в специализированной. Поэтому учителей там не хватает - мало кому нужен больший геморрой за меньшие деньги.
Кстати о геморрое, начальная школа работает по особой программе, которая требует дополнительного времени и сил. За эту работу, конечно, доплачивают (около 4500 р), но если посмотреть на «сухой остаток»: в обычной школе за ставку 17000, в специализированной - ставка + дополнительная работа - 14000. Дополнительная работа заключается в написании специальной программы, разработке материалов для неё, непосредственной реализации и написании отчетов по проделанной работе. Ну и какой идиот не поймет, что если платят меньше, зачем работать больше? Потому очереди из учителей в эту самую школу не наблюдается. В связи с чем - нехватка кадров. А что это значит? Правильно, замены! Некоторые учителя вынуждены работать в две смены + двойное классное руководство, некоторые классы «раскидывают» по предметам, и учителя берут по нескольку часов дополнительно. А это в свою очередь означает работу без т.н. «окон». Пять уроков (иногда шесть) с короткими перерывами, в которые нужно следить за тем, чтобы никто из детей не травмировал себя или окружающих.
Чтоб свести концы с концами, можно попытаться стать руководителем методического объединения. Но доплата за руководство МО не зависит от кол-ва сотрудников в нём. Одинаково 5000 р. Т.е. у неё в начальной школе их десяток-полтора, в то время как в других МО (математика, искусство) м.б. 4-6 человек. Нагрузка руководителя, соответственно, тоже разная. В обязанности руководителя МО добавили (вернее перевалили с плеч завучей) контроль за выполнением программ, контроль за заполнением журналов (бумажного и электронного), посещение уроков, проверка заполнения дневников (у всех классов), контроль за частотностью и качеством проверки тетрадей. Кстати, за саму проверку тетрадей учитель получает около 300 р. в месяц(это 30 учеников * кол-во предметов * кол-во учебных дней в месяце. Прикинули нагрузку? Дома, да, вечерком, так, от нечего делать). «Около» - потому что у бухгалтерии подход к прозрачности зарплаты по системе «всё включено»: учитель получает сумму, а как она раскидана по выполнению конкретных обязанностей остается теперь только догадываться.
Самое выгодное - вести занятия в воскресной школе. Это означает работу по воскресеньям с октября по конец апреля. Сознательный отказ от выходных, ради денег, разумеется. Около 7000 р.
Специализированная школа волей пермского Министерства образования перманентно является площадкой для внедрения всякой херни всячины, типа новых ФГОСов. Которые, кстати, вчистую скатаны с зарубежной программы, которая, в свою очередь, не является всемирно обязательной, но мы же впереди планеты всей! Под эти самые ФГОСы что только не записывают. Оно и понятно, всем (чиновникам-разработчикам и прочей братии, о ней ниже) нужны деньги, включая наш не в меру активный Минобр. Например, есть такая организация: Автономная некомерческая организация "Центр развития молодёжи"
http://www.cerm.ru/index.php?page=18. Есть мнение, что некоммерческая она только по названию. На деле там неслабо осваивается образовательниый бюджет. Организация занимается, в частности, проведением олимпиад. Для моей знакомой это означает следующее: нужно зарегистрировать участие школы, это добровольно-принудительно. Напечатать материалы, а олимпиада проводится в виде теста! После проведения - самое интересное: нужно зарегистрировать в специальной программной оболочке каждого ученика-участника и вручную ввести его ответы! Затраты времени: одна ночь - один класс. Почему ночь? Да потому что даты проведения и оцифровки диктуются Минобром. После проведения олимпиады придут грамоты учителям и благодарственное письмо на имя… правильно, директора! А труд организатора-лаборанта будет благополучно забыт до следующего раза. Кстати, этот труд абсолютно бесплатный! Оно и правильно… Бесполезный бессмысленный труд не должен оплачиваться. Наверное…
Всё вышезложенное - лишь дополнение к обычной учительской работе: подготовка и проведение уроков (если мы говорим об учителе начальных классов, то это математика, русский, чтение, окружающий мир, технология), проверка тетрадей, самостоятельных и контрольных работ Документация ведётся двойная: классный журнал и
http://web2edu.ru электронный журнал, который в час пик регулярно висит. Ах, да! Заполняется журнал дома, с домашего интернета, и обязательно в тот же день или вперед, за это спрашивают. Почему дома? Да очень просто, в школе не всегда есть Интернет, а компьютер один на кабинет, в котором работают два учителя.
Мелкие детали:
<*>Выгнать с урока балбеса, который мешает всем, учитель не имеет права.
<*>В каждом классе находятся неадекватные родители, которым ребёнок врёт про учителя, а те начинают кляузничать(не только директору, бери выше! - сразу в министерство или прокуратуру) и трепать нервы.
<*>Премия - 500 р, поэтому депремирование не особо пугает. Это плюс!
В целом, писанины у учителей выше крыши. Скажем, 90 % бумажной работы, которая делается дома, в личное время, т.к. в школе этому мешают дети, 10 % - работа с детьми. Для индивидуальной работы с одарёнными учениками предусмотрено, если не ошибаюсь, 7 (семь) часов в год.
А теперь проверим математические умения. Сколько учитель может ЗАРАБОТАТЬ? 14000+5000+7000=
Да, это выше средней зарплаты учителя, но какой ценой это превышение достигнуто, и стоит ли того, если некогда не то, чтобы сходить в магазин, жить некогда!
Резюме для того, кто не осилил: 26 тыр за работу с одним выходным в неделю, с ненормированным рабочим днём, с нагрузкой дома и на работе, с фактической невозможностью уйти на больничный. Фигня, скажете. Умножаем на то, что работа с людьми. Да не просто с людьми, а с детьми. Да, с уголовной ответственностью за их жизнь и здоровье.