Сегодня, 24 декабря, исполняется 81 год со дня рождения великого немецкого композитора Маурисио Кагеля.
Маэстро умер в 2008 году, оставив огромное наследие - около 200 программных произведений, главные из которых его знаменитые музыкальные перформансы - уникальные философские ребусы Кагеля, большинство их которых до сих пор разгадывают специалисты и слушатели.
Вот, например, «Мачт» (1965) для двух виолончелистов и ударника.
Виолончелисты сидят напротив друг друга, между ними идет диалог, который постепенно превращается в диспут, а потом и в поединок. В нем музыканты используют все доступные им средства: речь, мимику, жесты, все средства извлечения звука из струн и корпусов инструментов. В роли судьи ударник, его цель - остановить матч, не доводя его до драки. Он периодически выкрикивает слова и фразы «К бою!», «Оле-оле!» и прочее.
Click to view
А вот «Дрессировка лошади» (1977) для трио перкуссии и деревянных инструментов.
На сцене трое - двое молодых мужчин и одна незамужняя девушка. Они флиртуют, влюбляются, ссорятся, девушка в роли лошадки скачет по деревянному цирковому помосту. В конце пьесы она вырывается из рук своих обоих наездников. Невозможно оторвать взгляд от этой небольшой, в четверть часа, пьесы. Столько в ней света, воздуха и эротики.
Click to view
А вот «Оркестр для двух человек» (1973). С виду ребята чем-то похожи на братьев Кристовских, только музыка здесь гораздо веселее.
Click to view
У Кагеля есть шикарная пьеса "Финал", в которой дирижер на протяжении перформанса изображает из себя жертву апоплексического удара и прямо на глазах у публики падает на пол и умирает. После этого оркестр продолжает какое-то время играть без дирижера, как бы утверждая, что жизнь продолжается, и смерть одного из нас, ничего не меняет в бесконечном ритме бессмысленной жизни.
Вопрос "а в чем же тогда смысл?" звучит почти в каждом ребусе мудрого немца. На него особенно приятно отвечать в день рождения автора. И Творца, ведь сегодня протестанское Рождество.