" - Господь может все. Он даже может "Пепси-Колу" превратить в "Кока-Колу"!"
("Pulp Fiction" Квентин Тарантино)
Посмотрел я таки "Generation П", фильм по роману Пелевина. Роман известный, для кого-то даже "культовый". По мне, так не лучшая пелевинская вещь. "Чапаев" и "Книга оборотня" более симпатичны, а предпоследний роман "t" - я вообще считаю лучшим у этого писателя. И если уж экранизировать Пелевина, то, больше всех на эту роль подходит Empire «V» - великоросская вампирская готика и синематографичности в ней хоть отбавляй.
Так что, об актуальности. Я, конечно (как всякое быдло), "читал всего" ВИктора Пелевина (далее просто VIP), потому, что его книги: 1.смешны и драматичны одновременно, 2.сюжетно занимательны и 3.актуальны (в хорошем смысле). Литература VIP - это зеркало отражающее все что с нами, грешными дзен-буддистами, происходит. И в этом ее главное свойство. А ещё в этом зеркале-палантире отражен читатель, задающий вопросы и получающий правильные ответы (о которых он давно догадался). Так что, поп-феномен VIP литературы кроется не в волшебных свойствах зеркала, не в мастерстве его стеклодува, а в том кто спрашивает, и что в нем в отражено. Какие бравые гоголята и миловидные гегеляшки на него вздумали гадать. И тогда реалити-шоу 90-х отвечает им почти пронзительным "Чапаевым и Пустотой", а безжизненно мертвый ландшафт 2010-го скучной и серой "Ананасной водой для прекрасной дамы" (или, проще, "водой анана" -
"буккакэ" для сороколетних любителей дзен-клубнички). В этом смысле VIP подлинный гуру. Он ничего не изобретает, он акынствует на свой манер и отвечает всем, кто к нему обращается, "простым россиянским языком".
И зачем, скажите, теперь понадобилось снимать фильм по VIP-роману о реалиях 90-х? Его нужно было снимать и показывать тогда. Причем сразу по телевизору (ещё парфеновскому). Теперь же вместо чарующего зеркала, вышла топорная "машина времени". "Намедни".
Блокбастер о "теории заговоров"? В эпоху победивших иллюминатов из книжек веселого Роберта Антона Уилсона заговоры давно потеряли вкус. А после сервильных балабановских страшилок "кино о 90-х" смотреть откровенно тошно. То, что телевидение формирует реальность, было понятно ещё в августе 91-го за просмотром "Лебединого озера", но, в книге о поколении "П" центральная идея была в отсутствии реальности. В том, что реальности больше нет. Как гриться, почуствуйте разницу. Прожуйте и сплюньте божественный соленый огурец и не сожалейте об утрате. Только вот, похоже поколение "Намедни", сделавшее не только фильм, но и виновное в самом сюжетном "намедни" рассказанной истории, не желает отличать огурец от мухомора. Все у них пупырышки.
Сам фильм неплох, как неплох сам по себе жанр развлекательного кино. Но, лично я, не могу отделаться от ощущения, что я смотрю стопятнадцатую серию "ночных дозоров" и "обитаемых островов".
Михаил Ефремов (всегда прекрасный и одинаковый), Рената Литвинова копирующая свою героиню Аллу прямиком из секретарши балабановских "Жмурок". Андрей Панин (этот всегда "жмурки") играющий добродушного водителя Колю, ставшего в одночасье президентом России. И даже нежно любимый нашим православным народом магистр Гесер из "Ночного дозора" в исполнении слезам не верящего Владимира Меньшова играет в "Generation П" магистра Фарсука Фарсейкина. В кадре традиционно свежо и хорошо смотряться только Иван Охлобыстин и
Андрей Фомин (Фомин вообще шикарный актер, это подтвердят все, кто видел его в "Фигаро" у Киры Серебренникова). Телепромыватель мозга Александр Гордон играет самого себя, а заявленную Амалию Гольданскую-Мордвинову, я не увидел в фильме вообще. Может вырезали при монтаже? Все ещё живой Шнуров в роли полупокойного торчка, и уже покойный Трахтенберг, играющий полуторчкового живчика. Но, господи Крот всемилостливый, как же хорошо, что в этом фильме нет младшего Бондарчука и вездесущего горлумоподобного существа по прозвищу "гошакуценко", никакой аспирин бы меня не спас, я испытал бы настоящие фантомные боли по утраченной голове. Здесь режиссер нас пожалел, спасибо.
Подлинной же актерской находкой в "Generation П" для меня явился
Олег Тактаров - бандит Вовчик, заказавший рекламщикам концепцию "русской идеи". Всего 6 минут экранного времени, а какая мощь! Буду следить за карьерой этого славного чувака.
Главного героя Вавилена Татарского играет шибко любимый в нашей тусовке Владимир Епифанцев. Играет в целом неплохо. Но, несколько блекло, местами просто тянет. Взрывной и замечательно-кровожадной епифанцевской динамики в этой роли нет. Вообще, в отличие от книжки, в фильме динамики маловато. Действие катится по наклонной вниз, а не стремится в верх на вавилонскую вершину (к звездам, к Парфенову!). От этого фильм смотриться как документальный (он и впрямь документальный), а не как сносная философская притча. Понравилось ещё наличие нормального визуального ряда. Снимал американец. Спецэффекты специфичны и эффектны. Музыка не напрягает (обычно она меня бесит) и не мешает присыпать. В этом фильме откровенно не хватает мухоморного триппа (в фильме откровенно не хватает Откровения). Вообще, тема нарко-трипов почему-то не развита, а ведь благодатная тема. Не тема, а неопалимая купина для любого грамотного Творца. Больше бэд-трипов хороших и разных!
Вообщем, сходите и посмотрите на все это сами. Один раз можно посмотреть, если не томиться ожиданиями. Все-таки первая экранизация VIP. Надеюсь будут и другие, и желательно своевременно, с выходом новых поучительных книг. А если когда ни будь VIP сам начнет сочинять ситкомы на СТС, тогда точно не придется грустить, и пес "Пиздец" для всех россиян окончательно проснется.