Иван Крамской. Пейзажи, портреты и всякого понемногу.
Jan 07, 2024 15:02
[Читать далее] Как ни странно, но для меня это художник не является звездой своего времени. Он написал множество портретов (значитеную часть которых посвятил коллегам по искусству). Несомненно, эта работа очень ценная для будущих поколений, так как фотографии ещё долго остовались чёрно-белыми и только отдельные редкие фотографы брались за цветную фотографию, которая требовала больше времени и материалов. Качество фотографии тогда ещё уступало качеству хорошо проработанной картины. Написание потретов всё ещё было в значительном выигрыше и пользовалось спросом. ...После появления достаточно хорошей цветной плёнки в широком доступе портреты ушли в живописи на задний план. Теперь это либо что-то диковинное или заказываемое ради уникальности. В любом случае, этот способ перестал быть единственным решением для сохранения образа человека во времени, для будущих поколений. Значительная часть портретов не единстванна я в своём роде. Многих из этих людей изображали другие живописцы. ...Но уже в другое время и при других обстоятельствах. Он запечетлел их в уникальный, попавшийся только ему момент, и показал их нам такими, какими они были тогда. Пейзажи. Пейзажей попалось мало. То ли их мало было вообще (хотя, явно больше, чем мне известно), то ли многие не сохранились до нынешнего времени. Предлагаю к просмотру все, что нашёл.
Разное...
Портрет в картине...
"Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море" (кажись, название в оригинельной версии, другого не встречал). 1861 Эта не единожды встретившаяся мне ошибка в географии ничего, кроме смеха, не вызывает. Не знаю, кто назвал так картину, но море-то было красное (а тогда, в эпоху выхода евреев из Египта, Тростниковое). К содержимому придираться не буду, а то совсем доканаю.
"Сомнамбула". Лунатизм в живописи.
Неожиданно выловленная акварелька
"Астролог". Очень скудная по исполнению картинка, но при этом весьма выразительная.
"Созерцатель". Похоже на моё состояние по жизни.
Портреты.
В роли вступления... Портретов Софьи Крамской набралось не мало.
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877-1878
Автопортрет. 1853
Автопортрет. 1867
Автопортрет. 1874.
Эскиз и готовый портрет последовательно...
Ещё Софья...
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художникаю 1866-1869
Портрет художника Николая Андреевича Кошелева. 1866
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. 1866
Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860
Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871
Портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. 1885
Иван Шишкин
Архип Куинджи дважды. 1872-го и концв 1870-х.
Портрет А.П. Боголюбова. 1869
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
Император Александр III. 1886-й год.
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет В. В. Верещагина.1883
Портрет В. Е. Репина (брата художника Ильи Репина)
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. Не парадно и устало.
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880
Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина.1882
Портрет И.И.Шишкина. 1873
И он же за 1880-й
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867
Портрет Н. П. Боголюбова.1876
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
Портрет С.Н.Крамской, урожденной Прохоровой, жены художника
Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883
Он же в том же году.
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Портрет Сони Крамской, дочери художника.1870
Она же через много лет, уже будучи замужней...
Снова она... , но раньше.
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875
Портрет Софьи Николаевны Крамской (в шляпе). 1863
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1879
Портрет старого крестьянина (параллель с потретом хромого горбуна у И. Репина)
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878
Портрет художника Александра Соколова
Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова. 1869
Портрет художника В. М. Максимова
Портрет художника Г. Г. Мясоедова
Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова. 1868
Портрет художника И. Е. Репина
Портрет художника И.К. Айвазовского
Портрет художника К.А.Савицкого. 1871
А теперь самое интересное... Неизвестная. 1883.
Комментарий: Этюд, в котором прописана девушка в коляске, сосредоточен на лице и структуре волос. Фона нет. Лицо проработано достаточно детально и после перекочевало в таком виде на картину. Немного сошла резкость теней и контраст был подогнан к фону. Фон явно писался после и отдельно, Что хорошо заметно при пристальном рассмотрении и вызывает некоторый диссонанс. В целом освещённость в пасмурный день передана адекватно, но на уровне ощущений первый план отдельно от второго, сам по себе. Портрет на фоне города, где город только в роли фона, как декорация на сцене. Таких портретов было много до и не мало после, но это не значит, что такое решение можно считать удачным.
Ещё один портрет той же дамы, выполненный Крамским в 1884-м
С чего же ты "Неизвестная"? ...В процессе просмотра архивных фотографий Похитоновых я наткнулся на знакомое по какой-то картине лицо. ...Искать долго не пришлось. Разумеется, и автор мне известен, и картина хорошо знакома. Та самая "Неизвестная". Рассматривать я буду этюд, так как он первичен и волосы на нём не прикрыты головным убором. Существует и более оффициально написанный портрет Матильды от 1884-го. Он менее известен, так как хранился долгое время у её потомков. Там волосы тоже прикрыты шляпой. Фото было сделано в 1900-м, через 16 лет после второго портрета и 17 лет после первого. Как врач, она отлично справилась с сохранением своей красоты. На фото ей уже 44 года. Три дочки жили с ней. К тому времени она уже успела развестись (в 1892-м) с Иваном Похитоновым. Матильда Вульферт-Похитонова (1856-1927) родилась в семье полковника в отставке барона Константина фон Вульферта, немецкие предки которого переселились в Россию и на протяжении двух столетий проживали в Минской губернии. Ее мать, Александра фон Вульферт, была шведкой.