Насколько применим термин «грамматика» в архитектуре можно понять из принципа применения этого термина к чертежам. Чертёж можно назвать грамотным или не грамотным. Так же можно его воплощение в архитектурную форму оценивать этими категориями. Применительно к архитектуре добавляются ещё качества: сочетание деталей и пропорции. Проект начинается с эскиза и уже на этой стадии можно заметить почти все ошибки и исправить их. Если эскиз делается в формате трёхмерного компьютерного макета, то становится возможным удаление всех ошибок. Не стоит марать всё и вся, что выходит за рамки привычного, но авторам стоит тщательнее думать над деталями, материалами, формой, цветом. У всех изысков есть допустимые пределы, которые не стоит нарушать. Архитектура совсем не может быть такой же свободной зоной творчества, как рисование картин.
Начну с грамматических ошибок. Здание должно выглядеть гармонично с любого края и ракурса. Не соблюдение этого требования приводит иногда к жутким ляпам вплоть до абсурдов в виде торчащих деталей, портящих и без того не оригинальное оформление. Композиция должна быть хороша в любом искусстве и нет причин отказываться от неё в архитектуре. Так же не стоит делать исключения для промышленного строительства и, тем более, торговых центров. Вошедшие в широкое применение навесные отделочные материалы предоставляют не мало места для творчества архитекторов. К сожалению, этими возможностями редко пользуются. Ещё на этапе эскиза, принятого как основа для будущего здания, можно понять, насколько оно будет гармоничным. На чертежах это видно ещё ярче.
Теперь коснусь распространённых ошибок. Самая обыденная - диктуемое лишь планировкой расположение внешних элементов. Ни о каком красивом внешнем виде речи быть не может. Балконы, выпирающие во все стороны, лишь бы были - признак формирования внешнего вида в угоду планировки. Как правило, получается уродливая постройка с не исправимым внешним видом. Другое - не соразмерные окна и, вследствии, потеря коллинеарности там, где она должна быть. Не выдержанность размеров в одной схематике создаёт ощущение сельского самостроя во всём строении. Эта ошибка очень заметна ещё на первых этапах разработки внешнего вида. Перегруженность деталями - тоже не редкость в наше время. Просторно рассеянные детали и декоративные элементы не создают тяжести. Их сплочение ведёт к зрительной перегруженности. Единственный метод разрешения проблемы с перегруженностью деталями - делать их не сильно выделяющимися, цвета основной стены. Отдельно можно выделить экспериментальные проекты, большинство из которых лучше не строить вообще, а оставить лишь в макете для выставки. Среди них есть не мало красивых, но часто вовсе не практичных проектов. К жизни они не приспособлены и приспосабливаться к ним приходиться жильцам, что не является правильным. Так же как внешний вид не следует портить в угоду планировки, не следует искривлять планировку в угоду внешнему виду. Последнее касается в большей степени экспериментальных построек. Поиск компромисса между внешним и внутренним - вечная задача архитектора. Реальная свобода действий достаётся редко. Но, в любом случае, разработка начинается с технического задания, в котором обозначаются все ограничения для будущего творческого процесса.
Если планируется украшать здание мелкими деталями, то не стоит лепить их выше второго этажа. Декорирующие элементы должно быть хорошо видно, иначе в них нет смысла - они только испортят внешний вид. Декорации внутри не должны «давить массой» на находящихся в помещениях людей. Не всё, что красиво, подходит для длительного периода, тянущегося годами и десятилетиями. Здание должно выглядеть как единая продуманная структура, а не как куча самостоятельных элементов, оказавшихся вместе.
Зрительный вес деталей. То, какими мы видим детали построек и как мы их ощущаем. Правильно распределить вес в общем образе не так-то просто. Часто с первого взгляда деталь кажется легкой или средней, а на более внимательный взгляд оказывается тяжёлой и давящей. Тяжесть детали регулируется не только её размером, так же важную роль играет цвет, оттенок, освещённость. Даже самая лёгкая деталь в тёмных тонах может стать тяжёлой. Так же среднюю по зрительной массе деталь можно сделать лёгкой при помощи светлых цветов и их сочетаний. Важно обратить внимание на человеческую психологию, ведь дом - не крыша для автоматической линии производства и не склад. Яркие и резкие цвета хороши тогда, когда надо разграничить детали или создать дополнительный зрительный эффект, но они никак не должны становиться доминантными. Правом на доминирующие роли обладают только мягкие цвета, не напрягающие зрение. ...(Вспоминается старый гнусный совет: если вы хотите, чтобы гости не задерживались надолго, обустройте комнату для гостей в ярко красном цвете).
Если труды художника в себестоимости и заметности малы, то реализованный проект архитектора уже не уберёшь за шкаф и не скроешь за занавеской. И стоимость постройки намного больше стоимости красок. Халтурную работу маляра можно исправить, а халтуру во внешнем виде здания исправить очень трудно или не возможно. Строительным компаниям стоит задуматься о целях своих вложений в недвижимость прежде, чем та будет построена. Даже в тендере мало просто выбрать наиболее подходящий проект, но его надо бы и рассмотреть во всех деталях, чтобы он в результате смотрелся гармонично и ничего не выпадало из композиции объекта. К месту стоит привести пример с контрастом элементов, где одна деталь противопоставлена другой. В этом случае не трудно ошибиться и сделать контраст слишком резким. Потеря сочетаемости деталей постройки ведёт к безобразности общего вида. Какими бы сами по себе ни были детали в отдельности, вместе они должны быть ансамблем, не какофонией.
Есть средства и приёмы, которые разумно использовать. Есть правила и законы, которым желательно следовать. В архитектуре их значительно больше, чем в живописи - больше простора и больше ограничений. Ярким примером нашего времени стали жилые дома и офисные постройки (на более уважительное название нечего расчитывать), от вида которых постепенно устают глаза и в контраст им старые, на которые приятно смотреть. Среди старых домов тоже попадаются не аккуратные проекты, но их намного меньше и ошибки там не настолько броские. Сейчас беда в том, что многим характеристикам зданий не уделяют должного внимания. Как будто до этих важных вещей никому нет дела. Но в пик моды на рубленные формы не стоит забывать, что конструктивизм тоже может быть красивым и гармоничным. Вероятно, этот фактор не учитывают. То есть, на старом не учатся и новое воспринимают как должное. Выдающимся считают оригинальное, которое часто оказывается уродливым и вычурным. Не всё, что интересно с технологической точки зрения, оказывается достаточно красивым для реализации вне выставок технических достижений, где можно в рамках собственного стенда поставить хоть голый каркас здания. Не всякое чудесное в исполнении строение является изящным. Мало технологии в таком искусстве, как архитектура, к ней необходим выверенный по множеству характеристик внешний вид.
Дом - полая скульптура, над деталями которой надо работать не меньше, чем над автопортретом в классической живописи. Ведь то, как выглядит дом, отражает навыки его создателя. А какому понимающему создателю захочется выставлять себя в худшем свете?