Исаак Левитан. Водные глади, осенний лес и многое другое.

Feb 01, 2024 20:41



[Читать далее]
К приближению очереди по написанию заметки о творчестве Исаака Левитана меня подтолкнул его эскиз картины "Озеро" ("Озеро. Русь") 1899-1900 гг. Сама картина "Озеро" смотрится не настолько ярко и контрастно. К тому же, она осталась не оконченной. Он работал над ней в последний год своей жизни.
...По работе с объёмом в картинах он один из выдающихся художников. Не обязательно подробно детализировать картину, чтобы добиться нужного эффекта глубины пространства. Нужно знать конкретные приёмы и хорошо ими владеть. В первую очередь овладеть светом и тенью. Так же понадобится правильная фокусировка, предпочтительно на первом плане, самой подробно прописанной части картины. Чем дельше, тем обобщённее должны быть предметы.
(И опять сравнение с фотографией) ...Представьте, что фотографируете пейзаж с ручным наведением резкости. Наведите на интересующую деталь на первом плане (потом она может оказаться не в центре фотографии) и сделайте фотографию с такой установкой фокуса. На выходе получите именно то, что должно быть на картине. Первый план в фокусе, а по мере удаления всё будет более и более размытым и обобщённым. Можно сделать наоборот, более резким будет задний план, а передний размытым, но то, что хорошо может смотреться на фотографии, не обязательно будет настолько же актуальным для картины.
Работа с глубиной пространства - очень не простое достижение в живописи. Требует много времени и внимания. Ещё одним из не многих (по моему мнению) успешных художников, кто добился такого уровня работы с пространством и глубиной, был Архип Куинджи. Детализация у него, как правило, уступает конечным работам Левитана. ...Если начать приводить имена зарубежных мастеров, то по каждому понадобится сказать хоть немного и это будет отвлекать от главного, того, кому эта публикация посвящается.
Никогда ранее я не заострял на нём своё внимание, только признавал его большой талант и с интересом разглядывал те его картины, которые мне попадались. Он просто был для меня интересным художником, который не долго прожил и не так уж много законченных работ создал. Этюды и эскизы не в счёт, так как они служат только подготовительным материалом. Среди этюдов тоже есть не мало хороших работ (не всегда ведущих к завершённой картине). Наиболее интересные этюды выставлю вместе с картинами, для работы над которыми те предназначались или без таковых, если этюд в дальнейшем не стал наброском картины.
Сейчас, в особенности по мере подготовки публикации, моё мнение о нём несколько изменилось. Я внимательнее рассмотрел его работы. (Даже получил некоторое вдохновение и попытался набросать цветными карандашами свой эскиз пейзажа, который не видел уже почти двадцать лет, Место на несколько километров севернее Серпухова (юг московской области)).

Заросший пруд.




Золотая осень (два этюда и картина)
На первом этюде изображена точка обзора для второго и последовавшей за ним картины. Судя по картине, на первом этюде этим местом является край суши впереди. Если пройти прямо до устья реки и повернуться налево на 110-115 градусов (приблизительно), получали вид, запечатлённый на картине (почти 130 лет назад). На втором этюде и картине постройка с левой стороны будет обозначена лишь тенью за деревьями в середине левого края.






И далее...
Ай-Петри. 1886


Аллея. Начало 1880-х


Аллея. Останкино. 1880-е


Альпы. Снега. 1897 ...Масштаб в этой картине задают ели в нижнем правом углу.


Берег Средиземного моря.1890 (для тех, кто не в курсе: оно реально зелёное)


Березовая роща. 1885-1889. ...Одна из самых приятных работ, ничуть не мрачная, очень спокойная.


Берёзовая роща. Этюд.1878


Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890


Большая дорога. Осенний солнечный день. 1897


Бульвар зимой. 1883


Бурный день. 1897


Буря. Дождь.1899 ...Изображение состояния природы - его сильная сторона.


В Крымских горах. 1886

В крымских горах. 1886


В лесу осенью. 1894


В парке.1880


В парке


Васильсурск. 1887 ...Очень масштабно и с весьма детализированным задним планом.


Вблизи бора.1895 ...По сосотоянию верхней части эскиза (или это уже должна была быть картина) можно сразу понять, что работа не была завершена. Пространство и перспектива уже заданы. Только неба не хватает.


Весна в Италии. 1890


Весна. Белая сирень. 1890-е ...Камерный пейзаж выполнен пастелью.


Весна. Большая вода. 1897 ...Одна из важных работ Исаака (обязательно посмотрите в более крупном варианте или в музее, если до него не далеко)


Весна. Большая вода


Весной в лесу. 1882


Ветряные мельницы. Поздние сумерки.


Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890


Вечер на Волге. 1888 ...Это эскиз или не доделанная картина. Уже не важно, ведь завершать его уже некому.


Вечер на пашне. 1883


Вечер над болотом. 1882


Вечер после дождя. 1879


Вечер. 1877


Вечер. Золотой Плёс. 1889


Вечерний звон. 1892


Вид на море. 1886


Владимирка (79х123 см. Из них небо 50х123) ...А вид мрачный.


Волга. Тихий день. 1895


Деревня на берегу реки. 1883


Дерево на берегу озера


Долина реки.Осень ...Для картины Левитана не доделана, а для эскиза очень подробно.


Домик с ракитами. Первая половина 1880-х


Дорога в лесу. 1881


Дуб и березка.1884


Дуб на берегу реки. 1887


Дуб. 1880


Берег моря. Крым. 1886


Зимний пейзаж с мельницей.1884


Зимой в лесу.1885 ...Волк подробнее прорисован, чем у Шишкина, но тоже очень не к месту.


Избушка на лугу. 1880-е


Июньский день (Лето). 1890-е


К вечеру. Роща


Конюшня (Сарай). 1880-е


Корниш. Юг Франции. 1895


Крепость (Олавинлинна (у автора в названии картины отсутвует название объекта)) (Финляндия). 1896 ...Досталась финнам в наследство от шведов.


Крымский пейзаж. 1887


Лес. Солнечный день. 1883-1884


Лесистый берег. Сумерки. 1892


Лесное озеро. 1890-е


Лето


Луг на опушке леса. 1898.


Лунная ночь. Большая дорога..1897-1898


Март. 1895


Море у финляндских берегов. 1896 ...Явно эскиз.


Мостик. Саввинская слобода. 1884


На Волге. 1887-1888


На Волге. К вечеру. 1888


На даче в сумерки. 1890-е


На озере (Тверская губерния). 1893


На озере Комо. Набережная. 1894


На пути к Сиону.1890 ...Автор отвлёкся от пейзажей. Судя по состоянию проработки, это первичный эскиз. Работа показывает то, что он брался за эту тему. Только ради этого я поместил её в публикацию. Самостоятельной художественной ценности она не представляет, только биографическую.


На севере. 1896


Над вечным покоем. 1894 ...2х1,5 метра. Одна из трёх его больших картин.


Ненюфары. 1895.


Озеро Комо.1894


Озеро. Осень. Конец 1890-х ...Явно эскиз. Только картины не состоялось.


Озеро.(картина 149х208 см.) 1899-1900 ...Третья большая работа Левитана, последняя в его жизни. Не закончена (совсем немного оставалось)


Октябрь. 1891


Осенний день. Сокольники. 1879 ...Даму рисовал не он.


Осень. 1889


Осень. Дорога в деревне.1877


Осень. Мельница. Плёс. 1888


Осень. Охотник. 1880


Осень. Усадьба. 1894


Осень. 1896


Осинник.


Осиновая рощица. Серый день. 1884


Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897


Папоротники в лесу. 1895


Папоротники у воды. 1895


Пасмурный день. 1890


Пейзаж с забором ...Сюжет вне времени, что 100+ лет назад, что сейчас.


Пейзаж с избами. 1885


Пейзаж с лесной рекой. 1880-е


Пейзаж с папоротником. 1890-е ...Где-то на последней стадии работы.


Пейзаж. 1883


Первая зелень. Май. 1883-1888 ...На другом варианте почки только начинают распускаться.


Перед грозой. 1879


Поезд в пути. 1890-е


Половодье. 1885


Порубка. 1898


После дождя. Плёс. 1889


Последние лучи солнца. Осиновый лес. 1897


Пчельник. 1880-е


Разлив на Суре. 1887


Разлив. 1895


Ранняя весна.1890-е


Река Истра.1885


Саввинская слобода под Звенигородом (летний вид). 1884


Саввинская слобода под Звенигородом. 1884


Саввинская слобода. 1884


Сакля в Алупке. 1886


Свежий ветер. Волга


Снопы и деревня за рекой. Начало 1880-х


Солнечный день. 1898


Солнечный день. Весна. 1876


Ствол распускающегося дуба. 1883-1884 ...Фон остался схематически намеченным. Для этюда такая детализация была бы лишней.


Сумерки. Замок. 1898


Сумрачный день. Жнивье. 1890-е


Татарское кладбище. Крым.1886


Черемуха. Начало 1880-х


Тихая обитель. 1890


Тишина. 1898


Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. Около 1895.


Тропинка. 1880-е


Тростники и кувшинки. 1889 ...Если найти картинку в хорошем качестве, тогда увидите, насколько детально проработаны листья тростника.


Туман. Осень. 1899 ...Этюд, который невозможно было не добавить в публикацию.


У берега моря. Крым. 1886


У омута. 1892 (Первая из трёх больших картин Левитана, 151,5 x 212 см.)


У церковной стены. 1885


Улица в Ялте. 1886


Цветущие яблони.1896


Цветущие яблони. 1896


Цепь гор. Монблан. 1897


Зарисовки и первичные эскизы к картинам...
Тихая обитель. 1890


У омута. 1891


Шхуна в заливе. 1896


Сухое дерево у дороги. 1883-1884


Околица. Деревня Спицыно. 1878






Храм Сергия Радонежского


Баржи. 1891-1895


В лесу. 1880-е


Въездные ворота Саввинского монастыря близ Звенигорода. 1884


Источник. 1886


Лесная тропинка. 1884


Лунная ночь в парке. 1885


Мостик. Саввинская слобода. 1880-е


Опушка леса. 1891


Осенний пейзаж


Осень. 1885


Пейзаж с луной. 1880-е


Плёс. Конец 1880-х


Половодье. 1885


Поселок. 1884


Стволы деревьев. 1890-е


Сухое дерево у дороги. 1890-е


ЦВЕТЫ
Сирень. 1893


Белая сирень. 1895


Васильки. 1894


Колеус. 1894


Ночные фиалки и незабудки. 1889


Одуванчики. 1889


Пионы. Середина 1890-х


Розы.1894


ПОРТРЕТЫ



Студент


С покоса


Автопортрет. 1880-е


Автопортрет. 1890-е


Еврейка в восточном покрывале. 1884


Любимцы. 1882


Портрет Н.П. Панафидина. 1891


Портрет писателя Антона Павловича Чехова. 1885-1886


Портреты Софьи Петровны Кувшинниковой




рисунок, Исаак Левитан, пейзаж, потрет

Previous post Next post
Up