Исаак Левитан. Водные глади, осенний лес и многое другое.
Feb 01, 2024 20:41
[Читать далее] К приближению очереди по написанию заметки о творчестве Исаака Левитана меня подтолкнул его эскиз картины "Озеро" ("Озеро. Русь") 1899-1900 гг. Сама картина "Озеро" смотрится не настолько ярко и контрастно. К тому же, она осталась не оконченной. Он работал над ней в последний год своей жизни. ...По работе с объёмом в картинах он один из выдающихся художников. Не обязательно подробно детализировать картину, чтобы добиться нужного эффекта глубины пространства. Нужно знать конкретные приёмы и хорошо ими владеть. В первую очередь овладеть светом и тенью. Так же понадобится правильная фокусировка, предпочтительно на первом плане, самой подробно прописанной части картины. Чем дельше, тем обобщённее должны быть предметы. (И опять сравнение с фотографией) ...Представьте, что фотографируете пейзаж с ручным наведением резкости. Наведите на интересующую деталь на первом плане (потом она может оказаться не в центре фотографии) и сделайте фотографию с такой установкой фокуса. На выходе получите именно то, что должно быть на картине. Первый план в фокусе, а по мере удаления всё будет более и более размытым и обобщённым. Можно сделать наоборот, более резким будет задний план, а передний размытым, но то, что хорошо может смотреться на фотографии, не обязательно будет настолько же актуальным для картины. Работа с глубиной пространства - очень не простое достижение в живописи. Требует много времени и внимания. Ещё одним из не многих (по моему мнению) успешных художников, кто добился такого уровня работы с пространством и глубиной, был Архип Куинджи. Детализация у него, как правило, уступает конечным работам Левитана. ...Если начать приводить имена зарубежных мастеров, то по каждому понадобится сказать хоть немного и это будет отвлекать от главного, того, кому эта публикация посвящается. Никогда ранее я не заострял на нём своё внимание, только признавал его большой талант и с интересом разглядывал те его картины, которые мне попадались. Он просто был для меня интересным художником, который не долго прожил и не так уж много законченных работ создал. Этюды и эскизы не в счёт, так как они служат только подготовительным материалом. Среди этюдов тоже есть не мало хороших работ (не всегда ведущих к завершённой картине). Наиболее интересные этюды выставлю вместе с картинами, для работы над которыми те предназначались или без таковых, если этюд в дальнейшем не стал наброском картины. Сейчас, в особенности по мере подготовки публикации, моё мнение о нём несколько изменилось. Я внимательнее рассмотрел его работы. (Даже получил некоторое вдохновение и попытался набросать цветными карандашами свой эскиз пейзажа, который не видел уже почти двадцать лет, Место на несколько километров севернее Серпухова (юг московской области)).
Заросший пруд.
Золотая осень (два этюда и картина) На первом этюде изображена точка обзора для второго и последовавшей за ним картины. Судя по картине, на первом этюде этим местом является край суши впереди. Если пройти прямо до устья реки и повернуться налево на 110-115 градусов (приблизительно), получали вид, запечатлённый на картине (почти 130 лет назад). На втором этюде и картине постройка с левой стороны будет обозначена лишь тенью за деревьями в середине левого края.
И далее... Ай-Петри. 1886
Аллея. Начало 1880-х
Аллея. Останкино. 1880-е
Альпы. Снега. 1897 ...Масштаб в этой картине задают ели в нижнем правом углу.
Берег Средиземного моря.1890 (для тех, кто не в курсе: оно реально зелёное)
Березовая роща. 1885-1889. ...Одна из самых приятных работ, ничуть не мрачная, очень спокойная.
Берёзовая роща. Этюд.1878
Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890
Большая дорога. Осенний солнечный день. 1897
Бульвар зимой. 1883
Бурный день. 1897
Буря. Дождь.1899 ...Изображение состояния природы - его сильная сторона.
В Крымских горах. 1886
В крымских горах. 1886
В лесу осенью. 1894
В парке.1880
В парке
Васильсурск. 1887 ...Очень масштабно и с весьма детализированным задним планом.
Вблизи бора.1895 ...По сосотоянию верхней части эскиза (или это уже должна была быть картина) можно сразу понять, что работа не была завершена. Пространство и перспектива уже заданы. Только неба не хватает.
Весна в Италии. 1890
Весна. Белая сирень. 1890-е ...Камерный пейзаж выполнен пастелью.
Весна. Большая вода. 1897 ...Одна из важных работ Исаака (обязательно посмотрите в более крупном варианте или в музее, если до него не далеко)
Весна. Большая вода
Весной в лесу. 1882
Ветряные мельницы. Поздние сумерки.
Ветхий дворик. Плёс. 1888-1890
Вечер на Волге. 1888 ...Это эскиз или не доделанная картина. Уже не важно, ведь завершать его уже некому.
Вечер на пашне. 1883
Вечер над болотом. 1882
Вечер после дождя. 1879
Вечер. 1877
Вечер. Золотой Плёс. 1889
Вечерний звон. 1892
Вид на море. 1886
Владимирка (79х123 см. Из них небо 50х123) ...А вид мрачный.
Волга. Тихий день. 1895
Деревня на берегу реки. 1883
Дерево на берегу озера
Долина реки.Осень ...Для картины Левитана не доделана, а для эскиза очень подробно.
Домик с ракитами. Первая половина 1880-х
Дорога в лесу. 1881
Дуб и березка.1884
Дуб на берегу реки. 1887
Дуб. 1880
Берег моря. Крым. 1886
Зимний пейзаж с мельницей.1884
Зимой в лесу.1885 ...Волк подробнее прорисован, чем у Шишкина, но тоже очень не к месту.
Избушка на лугу. 1880-е
Июньский день (Лето). 1890-е
К вечеру. Роща
Конюшня (Сарай). 1880-е
Корниш. Юг Франции. 1895
Крепость (Олавинлинна (у автора в названии картины отсутвует название объекта)) (Финляндия). 1896 ...Досталась финнам в наследство от шведов.
Крымский пейзаж. 1887
Лес. Солнечный день. 1883-1884
Лесистый берег. Сумерки. 1892
Лесное озеро. 1890-е
Лето
Луг на опушке леса. 1898.
Лунная ночь. Большая дорога..1897-1898
Март. 1895
Море у финляндских берегов. 1896 ...Явно эскиз.
Мостик. Саввинская слобода. 1884
На Волге. 1887-1888
На Волге. К вечеру. 1888
На даче в сумерки. 1890-е
На озере (Тверская губерния). 1893
На озере Комо. Набережная. 1894
На пути к Сиону.1890 ...Автор отвлёкся от пейзажей. Судя по состоянию проработки, это первичный эскиз. Работа показывает то, что он брался за эту тему. Только ради этого я поместил её в публикацию. Самостоятельной художественной ценности она не представляет, только биографическую.
На севере. 1896
Над вечным покоем. 1894 ...2х1,5 метра. Одна из трёх его больших картин.
Ненюфары. 1895.
Озеро Комо.1894
Озеро. Осень. Конец 1890-х ...Явно эскиз. Только картины не состоялось.
Озеро.(картина 149х208 см.) 1899-1900 ...Третья большая работа Левитана, последняя в его жизни. Не закончена (совсем немного оставалось)
Октябрь. 1891
Осенний день. Сокольники. 1879 ...Даму рисовал не он.
Осень. 1889
Осень. Дорога в деревне.1877
Осень. Мельница. Плёс. 1888
Осень. Охотник. 1880
Осень. Усадьба. 1894
Осень. 1896
Осинник.
Осиновая рощица. Серый день. 1884
Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897
Папоротники в лесу. 1895
Папоротники у воды. 1895
Пасмурный день. 1890
Пейзаж с забором ...Сюжет вне времени, что 100+ лет назад, что сейчас.
Пейзаж с избами. 1885
Пейзаж с лесной рекой. 1880-е
Пейзаж с папоротником. 1890-е ...Где-то на последней стадии работы.
Пейзаж. 1883
Первая зелень. Май. 1883-1888 ...На другом варианте почки только начинают распускаться.
Перед грозой. 1879
Поезд в пути. 1890-е
Половодье. 1885
Порубка. 1898
После дождя. Плёс. 1889
Последние лучи солнца. Осиновый лес. 1897
Пчельник. 1880-е
Разлив на Суре. 1887
Разлив. 1895
Ранняя весна.1890-е
Река Истра.1885
Саввинская слобода под Звенигородом (летний вид). 1884
Саввинская слобода под Звенигородом. 1884
Саввинская слобода. 1884
Сакля в Алупке. 1886
Свежий ветер. Волга
Снопы и деревня за рекой. Начало 1880-х
Солнечный день. 1898
Солнечный день. Весна. 1876
Ствол распускающегося дуба. 1883-1884 ...Фон остался схематически намеченным. Для этюда такая детализация была бы лишней.
Сумерки. Замок. 1898
Сумрачный день. Жнивье. 1890-е
Татарское кладбище. Крым.1886
Черемуха. Начало 1880-х
Тихая обитель. 1890
Тишина. 1898
Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. Около 1895.
Тропинка. 1880-е
Тростники и кувшинки. 1889 ...Если найти картинку в хорошем качестве, тогда увидите, насколько детально проработаны листья тростника.
Туман. Осень. 1899 ...Этюд, который невозможно было не добавить в публикацию.
У берега моря. Крым. 1886
У омута. 1892 (Первая из трёх больших картин Левитана, 151,5 x 212 см.)
У церковной стены. 1885
Улица в Ялте. 1886
Цветущие яблони.1896
Цветущие яблони. 1896
Цепь гор. Монблан. 1897
Зарисовки и первичные эскизы к картинам... Тихая обитель. 1890
У омута. 1891
Шхуна в заливе. 1896
Сухое дерево у дороги. 1883-1884
Околица. Деревня Спицыно. 1878
Храм Сергия Радонежского
Баржи. 1891-1895
В лесу. 1880-е
Въездные ворота Саввинского монастыря близ Звенигорода. 1884
Источник. 1886
Лесная тропинка. 1884
Лунная ночь в парке. 1885
Мостик. Саввинская слобода. 1880-е
Опушка леса. 1891
Осенний пейзаж
Осень. 1885
Пейзаж с луной. 1880-е
Плёс. Конец 1880-х
Половодье. 1885
Поселок. 1884
Стволы деревьев. 1890-е
Сухое дерево у дороги. 1890-е
ЦВЕТЫ Сирень. 1893
Белая сирень. 1895
Васильки. 1894
Колеус. 1894
Ночные фиалки и незабудки. 1889
Одуванчики. 1889
Пионы. Середина 1890-х
Розы.1894
ПОРТРЕТЫ
Студент
С покоса
Автопортрет. 1880-е
Автопортрет. 1890-е
Еврейка в восточном покрывале. 1884
Любимцы. 1882
Портрет Н.П. Панафидина. 1891
Портрет писателя Антона Павловича Чехова. 1885-1886