к знатокам житийной литературы

Jul 02, 2009 08:31

На кафедре фольклора попросили определить, что за текст был ими найден в одной из деревень, во время фольклорной практики. Необходимо понять, является ли это народным творчеством или только списано откуда-нибудь. Сам текст:
Святой Макарий.
Сказание.
О явлении Ангелу Господня Святому Преподобному Макарию Египецкому.
Однажды преподобный Макарий Египецкий шел по пустыне. Ангел явится ему в виде прекрасного юноши в одежде инака идущего за ним. Догнав Макария, он сказал благослови меня отче Макарий! Макарий обернувшись сказал ему. Бог, да благословит тебя Чадо, и Макарий увидел перед собою очень прекрасного юношу. Макарий посмотрел на юношу и спросил его: « Чадо, я смотрю и удевляюсь твоей красоте, никогда я не видел на земле такого красивого лица человеческого заклинаю тебя богом живым».
Скажи мне, кто ты и от куда? На это сказал ему Ангел, я есть Ангел Господень, слуга Бога Всемогущего и послан Господом возвестить тебе тайны его о которых ты просил, что ты хочешь, чтобы я сказал тебе? Когда Макарий услышал Господа о сем то пал на землю и благодарил господа осеняя себя крестным знаменем и сказал: благодарю тебя господи боже мой что меня недостойного раба твоего не отверг. Если послал Ангела своего возвестить тайны свои, о которых я просил тебя в малитвах своих. Макарий поклонился и сказал : скажи святой Ангел те которые умерли и находятся по ту сторону мира, узнают ли друг - друга? И Ангел сказал ему : « Да отче, как сели мире, когда люди вечером ложатся спать, и утром встают встречаются, здороваются и узнают друг - друга, так и там все души праведные и грешные друг - друга узнают и не только родственников или знакомых, но и тех которые никогда не знали и не видели, а там по откровению божию будут знать, кто и откуда? Скажи мне Ангел святой, когда душа человеческая разлучается с телом что с ней бывает, и почему бывает поминование по умершим. Слушай отче, сказал ему Ангел: «По разлучению душа с телом, всякая душа сопровождается Ангелом света, на небеса поклонится престолу господа Бога Вседержителя. А от земли до неба имеется лестница, которую видел Иаков. По этой лестнице поднимается всякая душа, и на этой лестнице расставлены палки Диавола. Мы мотари воздушные и всякую душу ведомую Ангеломи. Бесы встречают и приподносят рукописание грехов и предъявляют душе и ангелу, который видел эту душу :Вот эта душа в такойто год, месяц,день, и час совершила такой - то грех и перечесляет все. Указывается с кем и при каких других лицах или тайно делала, о чем мечтала в это время, как радовалась сделаному, с кем делилась и советалась и предлогала как заметал свои грех по приступлению грех хронила и сама скрывалась, за все приступления, которые совершает человек. От семилетнего его возраста до смерти душа отдает отчет, в свою же очередь ангел Божий предъявляет запись добрых дел сделанных человеком от его крещения и до смерти, где так - же указывается год, месяц, день и час, когда и где совершила душа живая на земле доброе дело так - же какое лицо и где молился с ним и когда и сколько положил поклонов постился - ли, исповедовался - ли и как. Сколько раз принимал покояние, коленопреклонение, днем и ночию плакали о грехах своих и сколько раз и были ли это слезы чистосердечные. Все это взвешивается где и когда помог кому - либо, приняли - ли страждущаго, когда и кому приклонился в смерении, или в послушивание, делился - ли с неимеющими и жертвовали - ли,что все эти добродетели перечисляются в пртивовес записанным грехам, высшим препятствием является похоть плоти и душа проходит эту прегреду, за тем самая страшная ступинь блуда. Каждая душа трежщит и тресется, потому - что грех блуда и прелюбодеяние очень разпространенные и для совершения блдных дел посылаются сатаной особо сильнее всех ковартве духи лжи и обмана и которые имеют большой опыт и искусство в этом деле. Они день и ночь следят за душой стараясь привлечь ее на этот плотский грех потому - что грех сделанный человеком по плоти лишается даров Святого духа. Такая душа остается обнаженной, незащищенной от на падение сатаны и дьявола завладев душой они стараются не выпустить ее из своих цепких лап и разными прелестями мира сего и сонными чудными наслаждениями привлекают человека пойти на этот грех. Для разрыва церковного брака, они создают невыносимые условия жизни между мужем и женой, а любовников и любовниц одухотворяют, поддерживают и вынуждают, успехом земным они их сближают, нашептывают и сулят им злотые горы и всякого земного счастия и зная в это время их мысли слуги сатаны действуют одновременно на мужчину и женщину,они созданы друг для друга и жить в разлуке для них становится мечтами на всегда, но мечты и планы их рушатся при первом соприкосновении, а сатана смеется и издевается и все показывается и все показывает им уже в другом виде. Неопытная слабая душа теряется при первом падении и навсегда теряет свое достоинство и погибает; вот почему душа эта мытарстворедко проходит, а в большинстве же случаев задерживается и увлекается сатаной и ввергается в пропость ада, после проверки и такой трепет обнимает душу и охватывает ее такое томление, что душа рыдает, плачит, и просит Ангела света защитить ее, но грозно взирают все и удоляются от нее. Я отче Ангел и тогда вспоминаю об этом, то трепещу от такого переживания, момент, с этой душой, если же душа проходит это мытарство Ангелы Божи ведут ее в райские обители для поклонения Престолу Бога, Всемогущего, ее, встречают все Ангелы и все святые с горящими святильниками и радость бывает не оказанная, что нельзя выразить на человеческом языке. Ты отче, спрашиваешь, почему бывает поминование по усобшим отвечу тебе. Втретий день душа возносится Ангеломи для поклонения престолу божьему ангелу ангелу необходима помощь земной Божьей церкви, потому - что кровь Атца заклонного на земле имеет великую силу и приносит большую помощь и поддержку каждой душе, после ангелами света на землю для проверки и наказание за добрые или злые дела, на десятый день душа снова взносится на поклонение престолу Господнему, поэтому каждой душе так - же необходима помощь на земле. молитвами и поминованием после десятого дня и до двадцатого душе показываются АнгеламиБожьими Райские селения святых, где каждая душа просит проводников и святых Ангелов оставить ее где - либо в обители праведников, где каждая душа встречая родных или знакомых поклоняется им, называя их имена, а так - же и всех кого и не видела на земле.
Здесь называет их по имени и знает чья эта обитель. На двадцатый день душа снова возносится на покояние престолу Господнему поэтому пройденная сердцем середина великого пути требует особой молитвы, и поминование, так как после двадцатого дня каждая душа введется ангелами в пропасть ада, где показывается ей все роды мучения и объясняется за какой грех. Какой род мучений принимает и содрагается и перечисляет все свои грехи и дела которые она совершила. Она видит родных, знакомых, узнает их содрагается о своей участи и просит Ангелов света каким либо образом передать весть на землю родным и знакомым и напомнить им о себе и просит их, что бы не забыли и молились и помнили.
Особенна необходима в этот момент молитва церкви и безкровная жертва у алтаря святой церкви, которая очищает душу и освобождает от многих предстоящих ей мук и наказаний. В сороковой день каждая душа ведется последнее поклонение престолу вседержителя и там произноситсявременный суд господа до второго его проишествия. Каждая душа до окончания его суда Божия по молитвам поданыхза нее искупление может быть помилована Господом, или заменится ей наказание или совсем освободится от наказания и введется в Райскае селения, ибо Христос взявший на себя грех всего мира, может посылать в ад, а по молитвам церкви и верующих возводится из ада в Рай, так как крестную и позорную смерть сын Божий получил от Отца небесного власть. На небесе, на земле и в преисподней слушая слова ангела, лучше бы не родился человеком грешный но отче мы знаем, что человек свободен, волен всвоем спасении и блаженную жизнь, всегда может получит если сам того пожелает. Блажен тот человек который живя в мире борится и побеждает зло добром. Борьба на земле человеку не обходима ты знаешь отче, как сказал Христос своему любимому ученику Иоану: Побеждающему дам вкусить плодов от дерева жизни, которое находится по среди Рая вкусив это плод от дерева жизни человек получает безсмертия и достигает совершенной победы после чего уже не будет ни какой борьбы и все отойдет и убежит от человека смерть, болезнь, скорбь, печаль и вздохи и будет безконечная радость песнопение, ликование и отверзятся врата нового Иерусалима и уже Незатворятся и не будет нам : Солнца дня, и ночи, годов и месяцев, но будет вовсем и совсеми Христос, который своей словой будет заменять все. И спросил приподобный Макарий будет - ли когда конец и отрада мукам грешников? Ангел ответил: Нет,Отче конца и отрады грешникам по словам Господа небудет Никогда; Акто ближе всех стоит к молитве и помощи из Небожителей к человеку? Спросил преподобный Макарий. Ангел божий отвечал Ближе всех к человеку в молитве и всякой помощи подоющий на земле Ангел хранитель он везде с человеком охраняет его от всех видимых и невидимых припятствий он подает человеку добрую мысль, благие советы , внушает ему мысли к милосердию и состраданию к покоянию к молитве к прословлению Пресвятой Богородице, кроме Ангела хранителя ближе всех к человеку стоит Присвятая Богородица которая молится за нас и за весь род человеческий, а особенно за христиан молится чтобы Исус Христос избавил людей от грядущих бед и скорбей отгонит и в низапной напрасной смерти и от всякого лукавого совета. И еще спросил преподобный Макарий какой грех больше и тяжелее всех грехов? И ответил Ангел : Всякий грех разлучает человека с Богом, а самый большой, тяжелый грех гордость, а его неразлучные злопамятство и тщеславие. Человек увлекаясь грехом гордости выше и лучше себя никого не хочет знать и если его оскорбили и не когда не простит, а потому отец небесный гордых не принимает и не милует. Ангел божей ответь мне еще на один вопрос. Близок ли веку сему конец? Ангел господней отвечал не знаю честный Отче. Кроме всемогущего отца творителя который времена и лета положил сохронить в своей тайне одно только нам известно, что то число которое сатана увлек с собой когда возгордился и неподчинился господу славы и был свергнут с небес то это число падших апгелов должно востоновится из числа человеков живущих на земле святыми людьми приподобными богу Живя на земле они заносятся в книгу, и им ведется съчет и когда пополнится то число праведниками тогда будет конец всему веку. Скажи мне Ангел божей какое наказание ожидает тех людей которые не почитают воскресного дня? Они бесчетны тем что пренебрегают тайной от века предназначенной они не увидят вечного воскресения и не только отче кто не непочитает Воскресного но ипраздников установленных на земле святыми Апостолами и праведниками мукамите. Святой соборной Апостольской церковью этот человек не увидит славы господней на невеси ибо помогает живущем на земле молитва и ходотайство праведников пред престолом всевышнего которых милосердный отец небесный снимет и не оставляет не одного прошения безнаграды. Старец вздохнул и сказал: горе нам окояным, суетою прильщенным мира сего нам все некогда не хватает времени подумать о спасении своем и вечном счастье, а сменяли на временное горе нам. Прошу тебя Ангел божей скажи мне какая молитва всегда должна быть на устах человека особенно Инока Ангел отвечал кто грамотный должен читать псалтырь псалмы изреченные духом святым, соединяют всегда с господом, а кто неграмотный этот обязан знать молитву сына божия, Иисусе Христе сыне божей помилуй мя грешного, эта молитва разносится устами и сердцем и спасает всякого человека, живущего на земле, она коротка и приятна Господу и многия спасались и спасаются ею. Мужи, жены, юноши и девушки почаще ее произносите заработой, вовремя пути, когда ляжетя отдыхать всегда можите ее произносить и спасетесь и сказал старец: Молю тебя Ангел божей ответь мне еще на один вопрос. Если человек несоветует кому доброе и отвратит его от зла что такому будет? Отвечал ангел божей тот человек отче которым предупредит или отвлечет от всего ближнего какое - либо зло, отвергнет зло отпадения и греха тот блажен человек. Ибо каждое зло от которого ты избавил падающего человека советом или примером такому человеку зачитывается на пути мытарства. Старце т. е. один грех заменяет сто грехов таких - же равных и на оборот. Если человек посоветует своему ближнему зделать грех зло неправду и всякого рода преступление и поего совету, человек совершит грех то он несет ответственность перед господом и когда душа по пути мытарства, то сатона очень дорожит таким грехом и они у него на особом счету и он предъявляет их тоже состократным возмездеим. Редкая душа избегает наказание если она на своем пути имеет такие грехи ведь об этом Христос ненапрасно упомянул, когда сказал: Горе миру от соблазнов, но горе тому человеку, через которого соблазны приходят в мир лучше было - бы повесить ему камень на шею и потопить его в пучине морской вот куда. Отче влечет грех совета. И когда это сказал Ангел то стал удаляться от старца и прибавил: спасайся отче крепись и благословил! Иподнялся в верх. Старец упал на землю поклонился и пошел радуйся к своей пещере.
Благословляя господа…
Аминь.
Previous post Next post
Up