Священная заповедь духовного тоталитаризма

Nov 19, 2010 00:39


Протоиерей Максим Козлов О месте принципа послушания в современной аскетической практике
via militarev

"Но тем не менее можно ли отрицать, что послушание пастырю - это заповедь не только для монахов, но и для всех христиан. Своему пастырю - будь он апостол, епископ, духовник, игумен (восприемник при постриге) или Старец - в смысле духовного благодатного мужа - христианин обязан оказывать чрезвычайное послушание. И эта священная заповедь дана не на время, а навсегда. Если чрезвычайно, во всём слушается пастыря афонский исихаст, то он покорен Старцу в каждом шаге за дверь кельи, в каждом глотке воды и в каждом приятии или отвержении сердечного помысла. Если чрезвычайно, во всём повинуется пастырю искренне обратившаяся к Богу студентка Школы-студии МХАТ, то она слушается батюшку в отношении косметики, дискотек и продолжения учёбы по выбранной специальности.

Между этими крайними примерами может быть тысяча и одна промежуточная степень, но во всех случаях критерием чистоты послушания будет совесть христианина - утончающаяся с каждой одержанной победой над своим греховным «я» и притупляющаяся с каждым падением непослушания пастырю."

Смысл последней фразы и выражения "критерий чистоты послушания" мне остается непонятным... Непонятно также, всерьёз ли приведен пример студентки Школы-студии МХАТ. В целом доклад крайне запутанный и противоречивый, но заключение автора все же однозначно в том, что пасомому не под силу различить достойного пастыря от недостойного, да и не нужно. Такой текст ясно показывает, что пробема сегодня не в "младостарчестве", как принято говорить (кстати автор считает существование младостарцев мифом), а в ложной идеологии клерикализма и рабства, основанной на поверхностном и неразборчивом чтении святоотеческой и прочей аскетической литературы. Иначе говоря, в извращенной экклезиологии.

Что можно сказать, например, о следующем определении Церкви:

"В любой Поместной Церкви есть добрые пастыри. Если в Церкви нет добрых пастырей, это значит, что её одолели адовы врата, в ней нет Христа и она уже не Церковь (да простит Господь нашим устам такие слова). Если же в Церкви есть (и воистину есть, и до скончания века будут) добрые пастыри, то заповедь о послушании им (кроме вышеуказанных исключений) остаётся для членов Церкви в своей неизменной силе."

Воистину новое слово в богословии!

экклезиология, современные ереси, послушание

Previous post Next post
Up