Без комментариев

Nov 19, 2014 01:54


Прот. Чаплин о  митрополите Антонии


Прот. Чаплин: Митрополит Антоний был человек, который прежде всего запомнится как самоотверженный служитель церкви. Я не поклонник его текстов,  я не поклонник его манеры совершения богослужения, я не считаю его особым явлением в жизни церкви, но это человек, который, по крайней мере, очень много лет, в абсолютной нищете, без особой поддержки, без особого окружения, сохранял верность тому служению, которое избрал. Надо иметь в виду, что его окружало очень мало людей. Люди, которые делали на его имени издательскую карьеру в России в 90-ые годы, это люди, которые очень мало с ним лично были связаны. Этот человек, как правило, находился один, без какой-либо посторонней помощи, окружало его несколько женщин, по разному эксплуатировавших свой доступ к нему, вот и все. И, несмотря на это полную оставленность, почти полную оставленность людьми, долгую безвестность, долгую невостребованность, он остался верен своему служению. Вот это я в нем очень уважаю. Не идеализирую его ни в коей мере, кстати.
Вопрос: Митрополит Антоний Сурожский, это человек, который привел ко Христу колоссальное количество людей уже в современной России. Его проповеди, которые дышат любовью...

Прот. Чаплин: В современной России, не в Великобритании. Там, как я уже говорил, круг его общения был на самом деле достаточно узок. Его звали на разные конференции, но это было нечасто, а сам по себе вот его круг был очень узкий.

Вопрос: А чем не близки вам его проповеди, его труды, его книги?

Прот. Чаплин: Это хорошие проповеди, в которых, впрочем, я не вижу ничего выдающегося в том смысле, в каком можно было бы говорить, ну например, об. о. Димитрии Дудко, который пытался выстраивать и новую церковную, и новую общественную реальность, об о. Александре Мене, который создал свой особый мир и создал целую христианскую субкультуру. Владыка Антоний - не выдающийся человек, с моей точки зрения, ни как мыслитель, ни как церковный деятель, но есть-таки образ, который был людям приятен и это уже неплохо.

Вопрос: Подождите, вы только что назвали о. Димитрия Дудко, о. Александра Меня, митрополита Антония. Согласитесь, это все-таки личности...
Прот. Чаплин: Можно тоже вспомнить митрополита Никодима. Это тоже основатель целой школы, основатель новой модели поведения верующего человека в советском и постсоветском обществе в условиях, когда верующие люди, в том числе и архиереи были очень запуганы. Он дал совершенно новый импульс. Он показал, что в советское время верующий человек может быть в хорошем смысле слова власть имущим, т.е. обладающим способностью говорить в полный голос с разными людьми и о своей вере и о месте церкви в жизни общества.

Источник: "Вера"

о. Всеволод Чаплин, митрополит Антоний Сурожский

Previous post Next post
Up