(no subject)

Jan 26, 2014 12:58

Евангелие, секуляризм и "традиционные базовые ценности"



В нынешнее лукавое время, когда секулярным обществом предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируются лицемерно оправдываемые соблазны и потребительский образ жизни, когда происходит подмена таких понятий, как семья, нравственность, права и свободы личности, особенно важно возвышать свой голос в защиту традиционных базовых ценностей, ценностей, исходящих от Самого Бога, призывая людей к духовной осмотрительности и рассудительности, бдительности и ответственности.
(Из слова патриарха Кирилла на хиротонии епископа Каменского и Алапаевского Мефодия Кондратьева)


Комментарий: Евангелие отнюдь не тождественно защите "традиционных базовых ценностей". Наоборот, оно целиком направлено на борьбу с теми, кто подменяет Слово Божье преданием отцов, т.е. традиционными ценностями, кот., кстати, говоря, в постсоветском пространстве даже не являются христианскими, а в большой степени советскими - ленинскими или сталинскими - и построены на систематическом попирании прав и свободы личности. В этом контексте, увы, зловеще звучит слово "бдительность", постоянно приходящее на уста патриарха.
Да и что это за ценности "исходящие от Самого Бога"?  Как будто отменяется надобность в толковании Слова Божия! Не является ли это попыткой вернуть народ Божий в рабство Закону?
В Евангелии, например,  речь идет не столь о защите семьи, сколько, наоборот, об отрицании абсолютного характера института семьи:

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".

А если и защищается семья, то от посягновения традиционной религии:

"Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим".

Что бы ни говорил патриарх, Евангелие не в защите традиционных ценностей, а в выстраивании особой евангельской иерархии ценностей. Также, особенность секулярного общества вовсе не в размытии границы между добром и злом: эту границу мы размываем постоянно, сегодня, как и во все времена. Если и были в истории попытки систематического разрушения самих понятий добра и зла, то это имело место, как никогда больше, в тоталитарных государствах 20-го века - в нацисткой Германии и в советской России, отчего и требуется приложение всех усилий дабы этот опыт был осмыслен и больше не повторялся. Думаю, как раз это должно стать одной из приоритетных задач российской церкви.

Особенность секуляризма -  в другом, а именно в восстановлении границы между церковью и государством, постепенно размытой (хотя и не полностью) с времен императора Константина. "Секуляризм" противоположен не Евангелию, а клерикализму. Клерикализация общества и государства неизменно ведет к обмирщению (т.е. "секуляризации") церкви, что мы и видим сейчас в России.

Хотелось бы, чтоб на эту, как и на многие другие темы, состоялось открытое всецерковное обсуждение (с учетом опыта и других поместных церквей), без которого не сможет быть услышан подлинный голос церкви.

патриарх Кирилл, традиционные ценности, церковь и общество

Previous post Next post
Up