Из дискуссии в ФБ.
Патриарх Кирилл о материальном и духовном росте
Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют. (...)
Нам иногда говорят, что религия - это дело прошлого. А я глубоко убежден в том, что религия - это дело будущего так же, как и настоящего. (...)
Мы знаем на примере многих богатых стран, что происходит с личностью, с обществом, с нравственностью, если материальный рост не сопровождается ростом духовным. В каком-то смысле развитие духовной жизни - это непременное условие выживания человеческой цивилизации. (...)
Пусть Господь вразумит всех тех, кто у власти и кто без власти, кто имеет силу и влияет на окружающую жизнь, и кто не имеет такого влияния, вразумит всех поступать по Его правде, творить добрые дела, созидая свой внутренний мир с тем, чтобы стать человеком сильным и способным не только преодолевать трудности внешней жизни, но, что самое главное, одерживать победу над самим собой.
Источник:
http://www.pravmir.ru/glavnoe-v-xrame-lyudi-ubezhden-patriarx-kirill/ Мой комментарий: Что поделаешь? Проповедь патриарха всегда вызывает массу вопросов и не только о реальном наполнении слов (их соответствии с действительностью), но и об их идейном содержании. Например, что думать о следующих словах: «Пусть Господь вразумит всех тех, кто у власти и кто без власти, кто имеет силу и влияет на окружающую жизнь, и кто не имеет такого влияния, вразумит всех поступать по Его правде, творить добрые дела, созидая свой внутренний мир с тем, чтобы стать человеком сильным и способным не только преодолевать трудности внешней жизни, но, что самое главное, одерживать победу над самим собой».
Всегда очень смущает мотив "духовной силы", "сильных людей", способных преодолевать трудности внешней жизни (строить свое личное благополучие?), духовного роста как необходимого сопровождения роста материального, как будто не может быть коллизии между ними. Как совмещается этот мотив с евангельскими словами о том, что "богатые не войдут в Царство Небесное" и что "блаженни нищие духом ибо их есть Царство Небесное" или с павловским "сила Божия в немощи совершается"? И что это за "победа над самим собой"? То же ли, что евангельское "отвержись себя и возьми крест свой"? Я этой близости не слышу, уж слишком разный набор понятий. А в этом контексте начинает смущать и все остальное, например, выражение "Его правда". Почему не просто "поступать по правде". Разве есть разные правды: одна - Божья, другая - человеческая? И что является критерием Божьей правды (об этом ничего не сказано): христианская совесть (поступать по правде = поступать по совести, "по-божески") или идеологизированные традиционные ценности (поступать по правде = поступать по традиции, по закону, как положено)? Разве от ответа на этот вопрос не зависит реальное значение слов от том, что "люди - самое великое украшение храма"? Зачем призываем мы людей приходить наполнять и украшать собой храмы? Остается недосказанность и оттого двусмысленность. А двусмысленность ведет за собой безответственность.
Очень нужна церковная дискуссия и, чтоб она могла состояться, - церковная аналитика.