Новые нападки Кривошеина на Русский Экзархат
Как передает Благовест-инфо в статье по названием
«Сегодня вновь нужно позвать Кривошеина», племянник архиепископа Василия Брюссельского и модератор форума на официальном сайте Корсунской епархии, Никита Кривошеин, воспользовался презентацией книги своего известного дяди, чтобы в лишинй раз плюнуть в ненавистных ему «евлогиан» - Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе:
В РПЦЗ его [архиеп. Василия] считали предателем, в «евлогианской» Церкви тоже (временный экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриарха под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского), на основе которого возникла Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе - ред.). А сегодня РПЦЗ и РПЦ объединились, евлогианская Церковь осталась, как кусочек шагреневой кожи, т.е. век ее явно не Мафусаилов. Таким образом, владыка Василий оказался прав в своем выборе».
Это, разумеется, ни на чем не основанная ложь, как и все остальные высказывания Кривошеина на эту тему. За РПЦЗ не отвечаю. но в Архиепископии, в которой он никогда не состоял, архиепископа Василия никто предателем никогда не считал и не называл. Не думаю, чтобы Кривошеин мог привести хоть одно высказывание членов Архиепископии в подтверждение своих слов.
В русской эмиграции, несмотря на споры и несогласия, преобладало уважительное отношения к людям разных юрисдикций, особенно к таким выдающимся ее членам, каким был ученый архиепископ.
Как известно, некоторые известные церковные деятели эмиграции, как митрополит Антоний, архиеп. Василий, Владимир Лосский, позже Николай Бердяев совершили выбор в пользу приходов, не последовавших за митрополитом Евлогием и оставшихся под омофором Московского патриарха. Это был их личный выбор, основанный на убеждении, что долг эмигрантов - разделить судьбу преследуемой церкви в России, «сораспяться» ей. Но это был личный выбор меньшинства, пошедшего ради солидарности с гонимой церковью на ограничения свободы церкви в эмиграции, в частности, свободы осуждать гонения на верующих и попирание прав человека в Советстком Союзе. Как раз за участие в мероприятии, посвященном защите гонимой церкви был в 1930 году в угоду безбожной власти отставлен от руководства церквей Западной Европы и запрещен в служении митрополит Евлогий.
Большая часть церковной эмиграции пошла по другому пути. Принципиальный выбор архиеп. Василия и его единомышленников заслуживает уважения, но едва ли можно назвать его единственным верным. Церковь в эмиграции не сохранила бы свободы и относительного единства, если бы не автономный Русский Экзархат в Западной Европе, сумевший остаться в стороне от политических страстей.
Другая ложь Кривошеина состоит в утверждении, что «евлогианская Церковь осталась, как кусочек шагреневой кожи, т.е. век ее явно не Мафусаилов». Это - наглая ложь. Кривошеин выдает желаемое за действительность. Архиепископии насчитывает около ста приходов, и число их не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Нет никакого основания пророчить ее скорое схождение на нет.
Нужно ли было в самом деле «звать Кривошеина»?