"Род избранный"

Dec 23, 2011 13:16

Патриарх о надмирной природе церковной общины

«Наш церковный приход - это духовно-социальный феномен, не имеющий аналогов. В своей евхаристической полноте его члены - "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Пет. 2:9). И как важно, чтобы в эмпирической реальности проявила себя в полной мере эта надмирная природа церковной общины - солидарной и работоспособной группы единомышленников».

«Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благоуспешное существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви», - заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1851870.html

Комментарий: Это высказывание содержит золотые слова. Думаю, сегодня все согласятся, что "Церковь" в конкретном смысле - это и есть приход и что членство в Церкви предполагает членство в приходе. Само употребление Патриархом термина "член" в контексте речи о жизни церкви - знаменательное событие. Ведь слово это фактически выпало из действующих уставных документов РПЦ. (В главе Устава о Приходе слово "член" встречается 25 раз, но в болшинстве случаев речь идет о членах Приходского собрания, в которое, как известно, прихожане сегодня почти не допускаются. Словосочетание "члены прихода" встречается всего 1 раз.  при том в характерном контексте как предмет "воспитание", но это понятие нигде не определено, а потому бессодрержательно: остается непонятным, кого же должен воспитывать настоятель прихода.)

Не понимаю только, как логически сочетается "надмирная природа" церковная община с определением той же общины как "точки роста национально-духовного самосознания и единства". У меня, по крайней мере, это вызывает когнитивный диссонанс.

А еще никак не связывается определение прихода как средоточия церковной жизни (с чем можно только согласиться) с реформой приходского устава 2009 года фактически упразднившей приход как полноценную и полноправную единицу церковного института.

приход, экклезиология, патриарх Кирилл, приходской устав

Previous post Next post
Up